Наследие российского экономиста

«Православная Москва», №6 2013 г.

В газете «Православная Москва», №6 2013 г. вышла заметка о заседании клуба «Новая площадь», состоявшемся 15 марта 2013 г. в Российском православном университете (РПУ).  Встреча была посвящена памяти Н.Д. Кондратьева и включала в себя премьерный показ короткометражного музыкального фильма-спектакля «Шамми», созданного по мотивам философской сказки великого русского ученого-экономиста. В интервью декан Факультета Экономики и права РПУ, генеральный директор Института экономических стратегий Александр Агеев поделился мыслями о причине интереса молодежи к творческому наследию Николая Кондратьева, объяснил название заседания клуба “Третья реабилитация” и рассказал об идее создания  фильма-спектакля «Шамми».

Ниже приводится полный текст интервью.

 – “Новая площадь” – интеллектуальный проект для молодежи. Неужели ей интересно наследие великого ученого из прошлого Н.Д.Кондратьева?

– Творческое наследие и сама жизнь великого русского ученого мирового значения Н.Д. Кондратьева важны для каждого, кто задумывается не только о настоящем и прошлом, но и о будущем. И здесь нет деления на возрастные категории. Потому клуб интеллектуальный, что он для думающих, для тех, кто в общении с коллегами становится мудрее и сильнее духом. Но понимаю Ваш вопрос. Молодежь сегодня разная. И есть такие тинэйджеры, которые не читали и букваря.

– Почему встреча названа “Третья реабилитация”?

– Н.Д. Кондратьев пережил две формальные реабилитации, в 1963 и 1987. Многократно подвергался арестам при царском и советском режимах. Повороты его судьбы достойны голливудского триллера. Его личность, идеи и судьба интересовали, например, Керенского, Ленина, Зиновьева, Бухарина, Сталина, Горького. Сохранились письма Сталина Горькому с предложением ему написать роман об “этих мерзавцах”. Вся жизнь Кондратьева полна драматических ситуаций выбора. Само по себе это колоссально значимо.

Творческое наследие Кондратьева стало доступно экспертам-экономистам только в конце 80-х и в 90-е годы. Но тогда основной тренд в нашей стране  был совсем не Кондратьевский. Хотя в мировой науке его имя давно стало в один ряд с великими экономистами ХХ века. Только сегодня в России кондратьевские идеи предвидения, цикличности, стратегического планирования развития оказались снова востребованными на самом высшем политическом уровне.

Но это лишь часть аргументов в пользу “третьей реабилитации”. Особое значение сегодня имеет осмысление самой жизни Н.Д. Кондратьева. Как он жил? О чем мечтал? Почему не уехал отсюда? Что давало ему силы жить и творить даже в тюремных застенках? Много вопросов. Ответы на них станут “третьей реабилитацией” Николая Дмитриевича.

Как адаптировать наследие ученого для современных молодых людей? Нужно ли это делать?

– Н.Д. Кондратьев говорил и писал на прекрасном русском языке дореволюционной профессорской закваски. Мы еще способны этот язык воспринимать без перевода, без адаптации.

Но есть почти никому не известный Кондратьев-поэт. И, пожалуй, адаптацией его наследия можно назвать рок-оперу на поэму о необыкновенных приключениях котенка Шамми, написанную Н.Д.Кондратьевым в суздальском политизоляторе в 1934 году. Эта сказка вдохновляла академика Елену Кондратьеву всю жизнь. Только в 2002 в журнале “Экономические стратегии” она была обнародована. Премьера музыкального фильма-спектакля на эту сказку состоится 15 марта. Сам Кондратьев, кстати, также писал музыку. Безусловно, все это новация в восприятии творческого наследия нашего великого соотечественника.