10 февраля 2013 г. состоялся закрытый предпремьерный показ сцен из короткометражного музыкального фильма-спектакля «ШАММИ», поставленного по мотивам философской сказки Николая Кондратьева «Необыкновенные приключения Шамми» на музыку Александра Агеева. Организаторами мероприятия выступили Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и Творческая студия Института экономических стратегий. Показ состоялся на сцене Русского духовного театра «Глас».
Сюжет фильма-спектакля «ШАММИ» – это обращенная в сказочные формы история России 1920-30-х годов. Основные персонажи: Сталин, Троцкий, Бухарин, монархия, НКВД, народ, сам Кондратьев, его друг и оппонент Питирим Сорокин, мечты и страхи, прошлое и будущее.
Главный герой постановки – выдающийся российский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев. После ареста в 1930 году Николай Дмитриевич продолжает заботиться о своей семье: жене и маленькой дочери Аленушке (в будущем Елена Николаевна Кондратьева стала академиком РАН в области микробиологии). Находясь в Суздальском политическом изоляторе, он пишет для дочери сказку о котенке Шамми, его друзьях и приключениях по пути в сказочную страну Айнажды. Казалось бы, детская, простая и наивная, она наполнена глубоким философским смыслом.
Сказка, ставшая основой для музыкального фильма-спектакля, была впервые опубликована в журнале «Экономические стратегии» в 2002 году (№2-3), а теперь получила и музыкально-театральное прочтение. Официальная премьера мюзикла состоится в Суздале, где и была написана сказка о котенке Шамми.
В обсуждении мюзикла по окончании предпремьерного показа приняли участие: Юрий Владимирович Яковец, президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева; Борис Алексеевич Мясоедов, лично знавший Елену Кондратьеву, которой и была посвящена сказка; Игорь Владимирович Давиденко, доктор геологии, ровесник сказки; Виталий Васильевич Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии; Виктория Николаевна Ветрова, поэтесса и многие другие. Более подробная информация, а также видеоролик появятся чуть позже.
Одиннадцать лет назад, в апреле 2002 года, в Москве состоялась научная конференция, посвященная 110-ой годовщине со дня рождения Н.Д. Кондратьева. На ней с сообщением о роли научного и культурного наследия Николая Кондратьева выступил Александр Агеев. Текст этого сообщения, недавно обнаруженного в личных архивах А.И. Агеева, впервые публикуется.
Уважаемые коллеги! Мы, наверное, не заметили, что у нас произошло, начиная с открытия сегодняшней конференции. У нас случилось музыкальное «чудо». Сейчас мы слышали отзвуки 7-ой симфонии Шестаковича. Это мерный топот неких батальонов противника. Мы слышали мотивы Шопена, Чайковского, Бетховена. Гармония самых разных стилей просто бушевала в этом зале. Я, по крайней мере, это слышал. И хотелось бы, если есть где-то высокие миры, то пусть это слышал и Николай Дмитриевич Кондратьев. Характерно то, что в музыке есть тема, в музыке есть аккорды, в музыке есть импровизация. Я не готовился к выступлению, но Юрий Владимирович как-то инспирировал его, и тема вдохновения, которая нас всех охватила, породила и мою маленькую музыкальную импровизацию. Я хочу сказать о том, что творчество Николая Дмитриевича, его жизни может вызвать много разных аккордов, много разных тем, но на три из них я бы хотел сейчас как бы нажать. Это тема субъективности, это тема щедрости, это тема мастерства. Тема субъективности связана с тем, что мы анализируем очень глубокие объективные труды Николая Дмитриевича. Однако он рассматривал все эти вещи в плане абсолютно практическом, если угодно, управленческом или, более точно, стратегическом. В свое время Лермонтов написал такие строки: «Как ни толкуй Вольтер или Декарт, мир для меня – колода карт. Рок мечет, я играю, и правила игры я к людям применяю». Такого рода подходы в те годы начала века, в 1920-е годы были не просто популярны, они были модой, они были доминантой принятых подходов к экономике, управлению и т.д. Николай Дмитриевич в этой ситуации подошел с более высоких позиций потому, что можно рассматривать субъективность на трех минимум уровнях. Уровень первый – это уровень практического планирования деятельности корпораций. Будь это ТНК, будь это 400 или 7 уровней влияния – везде есть очень жесткое планирование. Уровень второй – это уровень планирования через правила. И фактически современные правила, в которых действуют экономические субъекты, определяется во многом национальными государствами и международными нормами. И, в частности, та ситуация, которая нас ждет – вступление в ВТО – существенно исказит, изменит многие параметры регулирования экономического поведения. Но есть еще и высший уровень планирования, это концептуальное моделирование развития мира. И в этом плане Николай Дмитриевич был автором очень серьезных, далеких, рассчитанных на десятилетия и сотни лет подходов сценарного проектирования развития экономики. И это нужно не забывать. Вторая тема, вторая нота – это нота щедрости. И дело не в том, какие сделал выводы Николай Дмитриевич, если бы он владел современными нам достижениями физики, квантовой физики, математики, теории игр и т.д. Очевидно, что в основе научной работы – принцип чехарды. Мы становимся на плечи гигантов, потом другие на плечи друг друга. И так не прерывается развитие науки. И в этом плане то, что спустя 110 лет после его рождения мы до сих пор вдохновенно, из своего сознания и подсознания вытаскиваем какие-то идеи, им разработанные, то, значит, он помогает нам до сих пор творить, и в этом его неиссякаемая щедрость. Можно сказать, что Николай Дмитриевич, его творчество, есть Кастальский ключ, который до сих пор нас осеняет, вдохновляет, как Пушкин в литературе, так и Николай Дмитриевич в науке, и не только экономической, но и во многих смежных науках. И третий момент, третья нота в этом аккорде – я бы назвал ее мастерством. Не в том дело, что рукописи не горят. Через 80 лет они могут еще находиться в архивах, и наверняка мы еще откроем что-то важное из Кондратьева в архивах. Дело еще в том, что мастерство предполагает личность автора, личность Николая Дмитриевича. Неслучайно здесь мысль звучала, что Николай Дмитриевич является нравственным примером для новых и новых поколений. Когда ни Корчагина нет, ни Морозова, ни Матросова, все равно нужны новые герои, которым будут следовать. И не кумиры толпы, не кумиры попсовой музыки, которая сейчас практически заполонила эфир, а вот такого рода люди, люди, их жизнь. Сейчас мы планируем издать в журнале уникальное произведение, которое подчеркивает необыкновенную палитру Николая Дмитриевича, его творческую палитру (сказка была впервые опубликована в 2-3 номерах «Экономических стратегий» за 2002 год – прим. автора). Он фактически и композитор, и музыкант, и поэт. Кроме того, он и сказочник. Та сказка, которая пока еще немногим известна, повествует о некоем котенке Шамми, который пустился в путь. Ему надоела эта жизнь спокойная, неинтересная, он собрал компанию – петуха, осла, лошадь. И они вместе идут в страну Айнажды. Эта страна Айнажды – как идеал будущего возможного устройства, которое, наверное, никогда недостижимо, но к которому надо стремиться. Приведу главную ключевую смысловую точку этой самой сказки. Вся эта компания оказывается перед камнем, где стоит выбор: пойдешь направо – путь опасный, и с этого пути не вернешься никогда. Можно долго блуждать по этому пути, но это бесполезно. Путь налево – будет страшный, подчеркивает Николай Дмитриевич. Эта сказка написана в тюрьме. Пожелаешь день вчерашний – и оттуда не вернешься никогда. И вот вся эта компания выбирает третий путь. Он – путь безвестный, очень трудный, очень тесный, никем не изведанный. Наверное, это главное и глубоко музыкальное напутствие Николая Дмитриевича нам. Как в свое время заметил Ленин, настанет время, что и 70 «марксов» не разберутся с проблемами, которые встанут перед обществом. И Николай Дмитриевич предсказывал, что встанут проблемы, которые потребуют огромных усилий интеллектов, усилий творческих, усилий индивидуальных, озарений всевозможных. То, что здесь сегодня нас примерно собралось 70 человек, это и есть, наверное, выполнение хотя бы минимального нашего долга перед Н.Д.Кондратьевым. Таково его, по сути, музыкальное завещание. Спасибо.
|