Неизбежность оптимизма

Летом 2012 г. Россия вступила в новую законодательную и экономическую реальность. Новизна продиктована 23 тысячами обязательств, принятых на себя РФ перед партнерами по ВТО, а также перед партнерами по формированию единого таможенного и экономического пространства ЕврАзЭС. Законы подобны радиации: они могут быть не видны в обычной жизни — «вроде все как всегда», но последствия их знания и незнания ощутимы вполне реально.

Эту новую реальность можно встретить скептически, равнодушно, воодушевленно. Кто‑то подумает, что мы сели за один стол с опытными игроками в покер, кто‑то — что с гостеприимными хозяевами мирового экономического сообщества. И тот, и другой ошибутся. В реальности все гораздо жестче. Но любой стресс укрепляет сильных и добивает слабых. Так и ВТО, постепенно пропитывая наши экономические реалии новыми правилами, рисками и возможностями, представляет собой серьезный вызов, на который дать реальный ответ предстоит каждому, вне зависимости от легкомысленности отношения к этому вызову.

Являясь газовой кладовой глобальной значимости, ЯНАО может развиваться только с опорой на это преимущество. Но, во‑первых, это преимущество также и корпоративное, и федеративное. Во-вторых, оно подвержено изменчивой конъюнктуре. В-третьих, далеко не все жители ЯНАО трудоустроены в газовой отрасли. Отсюда в руководящих документах региона появилась стратегическая цель диверсификации источников развития, а значит — инноваций. Возможно, на такую постановку вопроса повлияли российские попытки перевести страну на рельсы инновационного развития, возможно, сказались впечатления о стремительном развитии благодаря инновациям в ведущих странах мира, Китае, Индии, ОАЭ, Бразилии, Сингапуре и т.п. Неужели мы хуже? Вполне логичный вопрос.

Мы действительно не только не хуже, но во многом и сильнее, и богаче. По потенциалу, разумеется. Во многом — по опыту освоения суровых пространств. Но прежде всего — по силе духа и по широте души, по творческой смекалке и способности к подвигу. Бороться и искать, найти и не сдаваться — на этом выросли целые поколения первопроходцев, благодаря которым Арктика сегодня есть территория жизни и огромных перспектив.

В мире, где обеспечение доступа к стратегическим ресурсам — вопрос войны и мира, интерес к Арктике нарастает с каждым днем.

Именно сейчас активное поколение и молодежь создают будущее. Оно неизбежно будет насыщено мощной креативной энергией. Не только энергией газа и нефти, но энергией творчества во всех сферах жизни. Нужны не только кубометры и баррели, нужны новые экологически и энергетически оптимальные жилища, надежные и удобные трассы, линии коммуникаций, новая медицина, настоящее образование, новые транспортные средства — автомобили, самолеты, вертолеты, квадролеты, беспилотники, разнообразные роботы. Нужны и совсем прозаичные, но не менее важные фабрики мусоропереработки, продовольственные комплексы, инфраструктура здорового образа жизни. И все это требует новых идей и новых людей.

У ЯНАО есть реальный шанс стать лидером инновационного развития мирового класса, что придает жизни здесь совершенно новые и очень привлекательные свойства.

Особый источник развития коренится в историческом прошлом. Сделать его достоянием музеев — полдела. Превратить музеи в реально работающий источник развития — вот настоящая творческая задача, достаточно просто решаемая при помощи современных технологий достижения конкурентоспособности.

А главное, что нужно, — это массовая атмосфера инновационного азарта, приверженность принципу «мы все можем, а если не можем, то попробуем, и у нас получится».

Главное, что нужно, — лидерство. Поначалу немногих энтузиастов. Потом они зажгут своим энтузиазмом других.

Главное, что нужно, — силой государства дать им немногое, остальное они сделают сами во благо других и во благо страны. Талантам надо помогать, бездарности и так пробьются — это известно давно.

А главное — те вызовы, которые сулит нам вступление в ВТО, по большому счету ничтожны в сравнении с теми вызовами, которые парировали наши предки, приходя на Север и его благоустраивая. Не без издержек, которые помнит природа и память. Но все-таки благоустраивая. Все-таки создав очаги жизни.

В них сегодня — мощная жизнь и великолепная перспектива. Это — Энергия Арктики.