Настройка рояля

 

В июле, перед общим сезоном отпусков, в пятницу ко мне нагрянула сьемочная группа 1 канала с просьбой для воскресного выпуска программы «Время» спрогнозировать предстоящее лето. Профессиональный прогноз максимально уважителен к стихии жизни, поэтому делается как  сценарный веер в формате «что может быть» и «что будет, если…».  Но пропитанная непрерывными  новостными ЧП, тележурналистика по привычке жаждет новых острых ощущений не только от текущих новостей, но и от прогноза. О том, что будут, как это ни прискорбно, тонуть корабли, падать самолеты, сталкиваться автомобили друг с другом и с пешеходами, случаться наводнения, землетрясения, ураганы и расползаться, как плесень, война в самых непривычных обличьях, было сказано скороговоркой. Журналист, с характерно блеснувшими очами, попросил подробнее описать этот сценарий. Ответив, что нельзя дать точный адрес и точную дату этих бед, но можно лишь пожелать всем нам большей бдительности, что подробнее расписывать предстоящие беды не нужно – «не буди лихо, пока оно тихо», я почувствовал, что собеседник утолил свою футурологическую жажду. Для его репортажа ключевая фраза была найдена – « не буди лихо».

Однако репортаж в эфир не вышел.  Его отменила катастрофа «Булгарии», затмившая на несколько дней авиакатастрофы, ставшие тогда, как по расписанию,  ежедневными… Об автоавариях и огромном количестве наших граждан, переживших стрессы разной степени тяжести, можно и не напоминать. Они колоссальны по любым меркам. Как огромны масштабы усталости рукотворного металла экономики и инфраструктур, а главное –  усталости человеческого ресурса нашей непобедимой Родины. Усталости всеобъемлющей. Усталости и расстроенности. Подобно роялю, фальшивящему клавишами и струнами даже из-за времени эксплуатации без заботливого настройщика. А наш рояль кто и как только не использовал. Чем только по клавишам не колотили.  Странно, что он вообще способен еще иногда  дарить музыку. Но и мечта о настройщике пока не угасла.

Кто-то называет это состояние маразматической старостью нашего этноса. И предрекает ухудшение всего и впредь: нас будет меньше числом и рождающихся все меньше, все – здоровьем похуже, с волей пожиже, амбициями поскуднее… У кого-то эта перспектива не вызывает ни сомнения, ни печали. Чему быть, того не миновать… Кто –то, как под гипнозом, предается бесконечному перечислению слабостей, угроз, проблем… Незаметно проблематизация из четвертьфинала управленческого процесса ( проблема- альтернативы- решение-действия), становится самодостаточным актом. Чем жестче, эпохальнее и беспросветнее мрачный диагноз и прогноз неразрешимости проблем, тем нам даже спокойнее от нелепицы. Но что-то здесь не так…

Какая-то нездоровая атмосфера крикливости, истеричности и нескончаемой пошлой комедийности воцарилась  в медийном поле. В стране ЧП за ЧП, а там – раззудись плечо… Дай-ка врежу…  

Палитра фактов симптоматична: лето, полное случившихся катастроф и тревожного ожидания новых. Начало осени: конвейер катастроф продолжает работать бесперебойно. Где-то разрабатывается новая стратегия 2020. Мобилизуются партии на битву за народную любовь…  

Речь Жириновского на съезде ЛДПР – любопытна, скандальна и буквально букварна  и бульварна для весьма начитанного и красноречивого лидера партии. Хождение в политику Прохорова бесславно и пикантно…

Поединок у Соловьева «Левичев-Жириновский»: «Жулик, вор, мошенник» – рефреном в аргументации Жириновского. Но какова выдержка оппонентов – Левичева, Гартунга, как ни в чем не бывало, они остаются в дискуссии…

НТВшники о Русском кризисе с Лебедевым, Стерлиговым, Полонским, Тарасовым, Лисовским  и Чичваркиным.  Сначала нервно и не без бахвальства все порекламировали себя и свои инвестиции.  И вдруг олигарх – промышленник Лебедев натренированным ударом в скулу сбивает уже-не-предпринимателя Полонского. Полонский, бормоча «я в шоке», остается в дискуссии…  O tempora, o moralis.

Что-то здесь не так…  Реклама малодушной покорности?          

Реклама «лиха» мордобоя?  Или иначе национальная идея и повестка дня не ищутся? 

Или, по Д.Медведеву, мы начали строить «сложное, нелинейное государство»?  Вместо нынешнего –  простого и линейного?!