Зыбкость констант

Как будут развиваться Россия и мир — тема хронически и возрастающе важная. Хотя бы потому, что у многих в мире нарастает ощущение (на уровне сенсорики прежде всего), подтверждаемое сполна статистикой, что неладно что-то в глобальном королевстве. Однако, как и в «Гамлете», в этих недоразумениях и сумасшествии есть какая-то логика. И кажется, что эта логика укладывается в категорию «взять в клещи».

Основные посылки для такого умозаключения неумолимо неоспоримы.

Первое. Нарастает нестабильность всех критически значимых для всех нас пространств — природы, общества и техносферы. Землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, социальные волнения, вооруженные конфликты, терроризм, катастрофы и аварии сложных технических систем. Все это чаще, мощнее, опаснее…

Второе. Растерянность, ошибки, бездействие все чаще характеризуют поступки управляющих инстанций. Не случайно на недавнем Петербургском международном экономическом форуме на одном из компетентнейших обсуждений ситуации в России в качестве главных барьеров развитию были указаны коррупция и слабая защита прав собственности (46%), плохое государственное управление (31%), низкая конкуренция в экономике (17%). Первое и второе можно свести в одну группу факторов, которые без всяких экивоков указывают на факт низкой конкурентоспособности самого государственного аппарата и патологию моральной атмосферы.

В этой атмосфере разрушен порядок того, что должно. Ведь что значит 128-е место России по соблюдению прав собственности согласно оценкам Всемирного экономического форума? Это наше мировое лидерство в незаконном получении благоприятных судебных решений и госзаказа, в практике незаконных выплат чиновникам. Это значит, что между правильными заявлениями начальников страны и повседневностью есть некая по-своему устроенная реальность. И эта реальность не нравится большинству населения, вынужденного тем не менее жить по ее правилам. И результат такого раздвоения — массовый невроз от подспудного осознания «так жить нельзя»…

Третье. Роль личности в истории вновь становится колоссальной. Не только политики на вершинах власти способны совершать глупости и эти глупости внедрять в жизнь миллионов людей. Не только массы, добившись свержения того, кто поменял свой имидж «отца нации» на «тирана», не всегда знают, что делать в день next. Время потрясенных констант. Оно в том, что любой мало-мальски продвинутый хакер, изобретатель или просто хулиган, садист, психически несбалансированный тип способен броситься на арену истории и, не зная о Герострате, повторить его «подвиг». «Поле констант» сегодня не держит должное напряжение и надлежащий вектор тяги… Но апогей спонтанности еще впереди. А парадокс в том, что и свобода созидать позитив, и свобода всяческого самовыражения — это разновидности свободы.

Где и когда рванет? Прогнозу не поддается. Сценарии будущего легко сводятся к трем. «Как шло, так и ехало» — сохранение нынешнего неопределенного и кризисного состояния с локальными острыми воспалениями. Война. И скоординированное усилие, компромисс бескомпромиссных. Новизна положения в том, что сценарий войны незаметно перестает быть маргинальным, маловероятным. А желающих нажать на педаль газа не меньше, чем желающих притормозить. Не считая тех, кому все едино…

Легко также заметить, что сценарии первый и третий кажутся более возможными. И это правда. Разница в том, что для усилия нужны воля, ум и в идеале — честь и совесть. Для инерции не нужно никаких усилий, воли, ума. В инерционном сценарии совесть избыточна, то есть не нужна, а честь зависит от пиара.

P.S. — Разве на такой спектакль мы рассчитывали? — молвил грустный Пьеро, глядя на Карабаса-Барабаса, приготовившегося поджарить Буратино…