Повестка дня

В рамках Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы… увеличены ежемесячные компенсационные выплаты… многодетным семьям на каждого ребенка в возрасте до 16 лет… с 650 до 750 руб. — семьям с пятью и более детьми…

Содержание медведя-губача в Московском зоопарке обходится в 37 515 руб. в месяц.

Факты современной социальной политики и из жизни животных

В стране нашей — ажиотаж. Словоизвержений. Видимо, наболело.

Давно замечена закономерность: между выборами некое общее настроение нации как бы разваливается на миллиарды осколков. Но чу! — лишь повеет ароматом выборов, и мгновенно из неурядиц и хаоса настроений проступают скульптурные конструкции нескольких вечных идей, вокруг которых вновь группируются блогеры, писатели и читатели газет, круглые столы и слухи, митинги и съезды партий. Повестка дня, говорят.

И в самом деле — именно она, драгоценная, и формируется сегодня как пунктики задач в еженедельнике народных дум. А чтобы не обрести неодолимую силу не только обещания и последующего правового кодекса или поправок к нему, но и какой-то еще субстанции (политической воли лидеров, мощного прилива энергии масс, единства умопомышлений нации и т.п.), повестка должна быть необъятна, необозрима, чудовищно огромна. Как и подобает переменам — эпохальным, цивилизационным.

Строго говоря, в периодическом обновлении взглядов на современное положение и будущие виды страны и мира ничего зазорного нет. Более того, страна с претензией на суверенность и субъектность в океане истории должна это делать не от случая к случаю, а непрерывно.

Многие наши трудности связаны именно с недостаточной осознанностью целей и будущего нашей страны. Ведь утвердится однажды какая-то рамка, фокус всего самого важного («Голосуй сердцем», «Россия, вперед!», «Давай реформы» и т.п.), и вдруг незаметно, исподволь это становится неявной цензурной нормой, критерием того, что хорошо или плохо, основанием политических карьер, вершиной государственной мудрости. И как будто не бывало тектонического сдвига в стране лет 20 назад, который сложным был, но дал несомненную и реальную ценность — свободу слова и другие, безусловно, демократические права и свободы. А они предполагают широкое участие общества в обсуждении перспектив эволюции собственной страны. К счастью, такая дискуссия развернулась.

Статус ситуации со стратегическими ориентирами России на ближайшие как минимум 10 лет — неопределенность по существу, ясность по постулатам. В важнейших вопросах — большая путаница. Так, до сих пор вопрос из вопросов (!): вернуться ли к прежнему соцналогу, повышение которого упрямо обосновывалось менее года назад? Нам говорят: из бюджета «выпадут» от 120 до 800 млрд рублей. И странно, что никто их не соотносит с растущими дополнительными доходами от экспорта углеводородов, которые принято «стерилизовать». Между тем они превышают все налоги с малого бизнеса, а также расходы по их сбору. Они также меньше, чем объем украденных бюджетных средств на ЖКХ (как минимум 600 млрд). Не проще ли и не честнее вообще убрать налоги на малый бизнес, а сосредоточиться на предотвращении «утечек»? И так по всему спектру: то «цифры унылые», то «инвестиционный климат гнилой»…

У страны нет общественно признанной стратегии развития и соответствующих ей институтов. Мы до сих пор обсуждаем какие-то нюансы. Но дискуссия по вопросам стратегии, как неявно, кажется, предполагается, не должна касаться постулатов. Хотя раз в 20 лет можно подвергнуть аудиту и постулаты!

В актуальной повестке дня не могут не быть такие вопросы, как: к каким идеалам устремлена модернизация? насколько они отвечают чаяниям «безмолвствующего» народа? удастся ли в процессе преобразований соединить «идеализм и материализм»? Или идеалы — это предмет  инородный для дискуссий наших? Нам бы что погорячее?

Не пришло ли время осознать пестроту и чудовищную «двугорбую» простоту нашей социальной структуры? Не пора ли перестать затаенно радоваться, что нас обошла фукусимская радиация и ближневосточно-североафриканские волнения? Но это ведь пока…

В повестке дня настоящий вопрос вопросов: существуют еще возможности эволюционной динамики или стратегические проблемы страны разрешимы только революционным путем?

Михаил Пришвин когда-то заметил: «Революция — это плата за мечту…» Еще раньше наш великий соотечественник и основатель американской социологии Питирим Сорокин показал, как низко падает общество в революционных деструкциях и почему оно таким путем исцеляет свои патологии.

Когда в самом начале НЭПа В. Ленина спросили, почему западным странам удалось-таки избежать революций, он ответил: «Там были умные руководители капитализма».

Вот нам и повестка. Вызов «вертикали». Сможет ответить на него? Сможет, если захочет. Но и захочет лишь тогда, когда осознает, что может и что должна.

Ведь и мишку-губача тоже жалко…