Геофизические службы датируют появление цепочки предвестников нынешних землетрясений 29 января. Область тревоги сфокусировалась в районе 200 на 500 км восточнее центра Японского архипелага. Месяцев 7-8 еще будет сохраняться угроза землетрясений магнитудой выше 7 баллов и цунами.
При этом сейсмическая активность сдвигается на север. Это беспрецедентная ситуация для новейшего времени. Сейсмические риски и для Японии, и для Курил с Камчаткой будут высоки весь текущий год.
Во-вторых, аварии на Фукусиме-1 – процесс активно идущий. Уже сейчас присвоена 6 степень, но кто поручится, что завтра не будет максимальная 7-я? Фон в ближнем ареале в сотню раз превысил норму, и уже сейчас по заражению, конфигурация языка которого определится в будущем, катастрофа превзошла чернобыльскую. Но главное – процесс развивается. Тараторить о нем можно в долларах ущерба, но точнее и страшнее – термины кюри, микрозиверты и человеческие жизни.
Суетливость с данными о погибших указывает на колоссальные потери, уже понесенные и которые будут.
На космическом фото легко увидеть рядом со взорвавшимися блоками хранилище радиоактивных отходов. Их много в Японии, есть совершено гигантские.
В-третьих, что-то наши метеорологи нас активно уверяют, что наш Дальний Восток не пострадает. Нет у них надлежащих вычислительных мощностей так думать. В наихудшем сценарии при смене ветра водой, воздухом, перенесется радионуклидная масса. Стоит добавить сюда и океанскую биомассу. Через месяц или раньше службе Онищенко хватило б аппаратуры для проверки зараженности рыбы, водорослей, морских гадов. А нам бы хватило доверия к потребнадзору и ресторанам японской и китайской кухни.
И последнее. В вооруженных силах (у нас, правда, вроде, не везде) есть тревожный чемоданчик на час Х. Пора обзавестись им и гражданским: йод, спирт, маска, спички и т.п.
Такие вот времена.