Александр Агеев в программе «Доброе утро» на Первом канале. 1 февраля 2011 года.
Ученые уверены: эволюция продолжается. Уже сейчас известно, каким будет человек в далеком будущем. По мнению антропологов через 1000 лет наш скелет уменьшится в размерах минимум на 20 сантиметров. А еще через пару тысяч, наоборот, заметно вырастет. Такой вывод ученые сделали, заглянув в прошлое. Череп человека будущего станет намного меньше, а лицо заметно помолодеет.
У футурологов свои прогнозы. Они уверены, что кроме облика, изменятся и человеческие способности. Сверхспособности сможет развить каждый, проглотив пару таблеток. Появятся препараты, способные резко усилить человеческие способности, память, быстродействие, освоение разных языков.
Но и это еще не все. В тело будут вживлять различные технические устройства. Например, в мозг – микрочип со всей нужной информацией, а вместо сережек в уши, например, мобильный телефон. А возможно, человек и вовсе будет выглядеть так, как ему захочется. Человек научиться трансформировать свое тело в любую форму.
Проверить, сбудутся ли эти прогнозы, смогут только наши потомки. Если, конечно, они будут жить на Земле, а не где-нибудь на Марсе.
Полная версия (стенограмма):
Давайте сразу с того, как человек будет выглядеть в будущем.
Природа сотворила человека как совершенное существо и наблюдая за птицами, рыбами или находя доисторических мамонтов, мы, конечно, не можем не удивляться. Но главная физическая особенность человека – это то, что пропорционально доля мозга все-таки гораздо больше, чем например, у кашалотов. Но это не последняя фаза эволюции человека как такового и уже сейчас мы можем примерно представить, куда будет эволюционировать в будущем человек. Не через 10-20 лет, а скорее всего несколько поколений будут сталкиваться с тем же примерно человеком, возможно чуть больше ростом, чуть больше весом, чуть более тучных и иногда чуть более возвышенных и более сообразительных. Но принципиально физическая модель, наше гнездо, где находится наша душа, примерно будут теми же самыми. У нас не вырастут перепонки между пальцами, у нас не вырастут крылья и еще очень долго человек будет эти свои желания воплощать через внешние протезы. Потому что и самолет, и поезд, и подводная лодка, и космический корабль – это все не что иное, как протезы для человека для достижения его разных мечтаний. Но эволюцию мы будем чувствовать в том, что человек приближается к тому, что назвал когда-то Циолковский «лучистым человечеством». И то, что мы сейчас не видим даже – душа человека, его мысли, игру электромагнитных излучений или химические реакции, которые идут в процессах мозга во время каждой беседы, это будущие люди, наверное, смогут видеть достаточно ясно.
Второе, что мы можем предполагать: многие вещи, которые сейчас кажутся протезными, постепенно войдут в тело человека. Сейчас мобильник нужно держать отдельно от себя, возможно в будущем это станет гораздо проще, тем более уже сейчас изобретены такие технические устройства. Сейчас нам нужна клавиатура для компьютера, возможно, скоро она будет не нужна, потому что будут гораздо более удобные и щадящие природу возможности для подобного рода мыслительных операций.
Уже сейчас в Японии проведены эксперименты, которые позволяют фактически только за счет мозговой активности вызывать своих собеседников. В приближенном к нам времени может быть нечто вроде, например, сережки, зубного протеза, пирсинга, например. То есть сначала это станет встроенным техническим устройством, некой инкрустацией, но в последующем, когда человечество освоит нейрокомпьютинговые системы, разовьет возможность подключаться к массивам информации и базам данных, к собеседникам по социальным сетям, оно не будет требовать не таких железных и тяжеловесных устройств как сейчас, а обойдется более простыми решениями.
Что касается внешности, то мы, конечно, можем фантазировать достаточно безболезненно, хотя возможно и через 100 тысяч лет нам предъявят вопрос: что же мы так зафантазировались? Очевидно, что человек станет более подвижным энергетически. Есть не только вещество, но есть еще информация, и есть энергия. В этих трех нам пока известных координатах, а (возможно, их гораздо больше – координат, мы сейчас, например, не охватываем вопрос возможных квантовых трансформаций человека, даже вопросы телепортации мы относим к категории фантастики и всяких ненаучных суждений), но можно представить, что это наше фантомное тело будет перемещаться в пространстве с какой-то фантастической скоростью, это можно представить даже сейчас.
Даже сейчас мы можем представить силу мысли, с которой на расстоянии можно не только извлекать информацию, но и оказывать даже целительное воздействие на другого человека, например. И это не так сложно, как иногда мы думаем, уже сейчас. Поэтому очевидно, что в дальнейшем мы будем приближаться к многомерному образу человека, который сейчас осваивается Голливудом в виде всевозможных «Аватаров». Фантазировать на тему, что будет больше голова, или будут длиннее руки, или ноги превратятся в какое-то подобие летающих тарелок, сейчас бессмысленно, поскольку хотя и есть лихие головы, предполагающие, что в 2020-м году мощность исчислений компьютера сравняется с мощностью человеческого мозга, но мы понимаем, что есть огромное количество творческих задач, ситуаций, где пока человек находится вне конкуренции с машинами. Но в ближайшие десятилетия будет происходить симбиоз с машиной, симбиоз с тем, что называется сетями, с базами данных, с информационным пространством, с различными космическими структурами, которые позволяют человеку и машинам интегрироваться в волевом, информационном, душевном аспектах. То есть на самом деле это очень серьезная тема. Но мы даже сейчас можем предположить один очень важный закон, который уже сейчас зашит в каждом из нас. Он называется «матрица стандартов» и «детектор ошибок». Длительная эволюция человека привела к тому, что мы оказались гораздо мощнее, чем любая животная популяция. А человек уже расплодился до семи миллиардов и это не предел. И очевидно, здесь есть некий секрет. Секрет этот заключается в нашей социальности, в нашей солидарности и в наличии некоторых коллективных структур человеческого сознания. Их историки могут называть архетипами например, или некоторыми наработанными стереотипами поведения, которые остались в социальном генотипе общества, но в любом случае мы можем пойти дальше в своих фантазиях и представить, что у человечества есть некий общий разум. Не случайно об этом впервые сказал Владимир Иванович Вернадский, говоря о ноосфере в дальнейшем логика науки пришла к все большему пониманию наличия этой ноосферной реальности. И эта ноосферная реальность, дает силу человечеству как таковому, не каждому в отдельности, а всем нам вместе, человечеству как огромный ноосоциальной сети. Эта сила придаст какие-то новые характеристики и облику человека, возможно. То есть мы в этом человеческом пазле станем, возможно, более совместимыми друг с другом.
Что касается перемещения в пространстве, то физически увеличение уже сложившихся параметров того же человека не решает никак эту задачу. От того, что вы станете Гулливером, конечно, вы сможете перешагивать через континенты, но в галактике вы все равно будете таким же лилипутом. Главный параметр, который может расти по экспоненте, это наша энергетика и силы разума. Вплоть до нашей возможности приобретать различные телесные оболочки. Это так же очень интересная тема и с теологической, и с научной точки зрения. Есть не только научные, но и религиозные тексты, которые эти вопросы рассматривают очень серьезно.
Можно предположить, что если такая возможность трансформировать свою телесность будет развита человеком, или откроются такие возможности, то люди могут превращаться в любую угодную им форму. Вплоть и неживого – камня, рыбы, какого-нибудь болотного пня, например.
Вот представьте жесткий диск компьютера, сравните его с тем, что было лет 20 назад, когда целые этажи огромных зданий занимали компьютеры, которые сейчас умещаются на ладони, например. Поэтому легко представить, что когда-то появится такой микроэлемент, в котором будет содержаться вся память человечества обо всей истории, и он будет не просто нано каким-то элементом, а мы поймем, что у мозга нашего тот же нейрон – это колоссальной емкости память например, и она уже у нас есть, только мы очевидно еще не очень способны этим пользоваться.
Способна ли наша голова все это вместить? Голова наша зарезервирована для многих задач, которые даже еще себе не поставили и те три килограмма мозга и некоторая поверхность, где происходят мыслительные и эмоциональные процессы, и принимаются волевые решения – это дано нам с большим авансом на будущее. В ближайшие десятилетие-два мы обнаружим не только такую машинную инкрустацию в человеческую телесность, но и биохимическую. Появление фармацевтических препаратов, способных резко усилить человеческие способности, память, быстродействие, освоение разных языков, например, запоминание – это все мы увидим очень скоро. И те препараты, которые сейчас применяются для лечения больных, престарелых, болезнь Альцгеймера, например, они очень скоро станут достоянием широких масс и, видимо, поначалу будет экономическое ограничение на приобретение таких лекарств. Потом увидим собственно две категории людей, как минимум, те, которые способны пользоваться ими и стремительно наращивать свой человеческий и мыслительный потенциал и те люди, которые окажутся в этом смысле фармацевтическими лузерами. Это очень серьезная тема. Этот социальный конфликт по своей остроте превзойдет конфликты прошлого. А как это изменить? Вы посмотрите сейчас на ту же косметическую революцию, что сейчас даже прекрасные женщины с собой сотворяют.
Что касается акселерации, роста, размеров, то эти изменения сейчас касаются некоторого количества сантиметров, некоторого количества сотен грамм или даже килограммов. Во-вторых, это отнюдь не общечеловеческая ситуация и она очень тесно связана с питанием прежде всего. Сравните питание в Северной Америке, например, и питание в отдельных регионах Российской Федерации. Мы знаем, что существенная доля призывников у нас она нуждается в откорме, в физическом откорме, ребята совершенно хиленькие. Гренадеров двухметровых с широкими плечами сейчас найти довольно трудно даже в нашей стране. Таким образом, на эти параметры очень сильно влияют не только генетические предпосылки, не вся социальная атмосфера, но и образ жизни, питание, всевозможные излучения. Фактом является некоторое увеличение ростовых характеристик. Гораздо существенней то, что происходит именно с мозгом, с образом мыслей. И главное связано с тем, что наше сознание принципиально стало более клиповым. Исчезли когда-то модные классические построения науки, когда знали, на какой полочке находятся знания. А сейчас это знание формируется социальными сетями, интернетными окошками и человек настолько сейчас так клочкообразен, что даже социальные последствия не осмысливают.
Говоря о высказываниях, вроде длинные конечности и вытянутая шея, скошенный и почти отсутствующий подбородок, и мелкие-мелкие зубы и на маленьком лице один единственный глаз, стоит помнить, что у каждого текста есть хозяин, автор в данном случае. Для проверки любой гипотезы все-таки надо представлять аргументацию и один из аргументов – это качество автора. То ли какой-то хулиган, то ли резонер, то ли ученый, но мы знаем, что многие ученые ошибались. Поэтому я бы относился к этому сугубо как к такому юмору ничем недоказуемому.
Внешне сейчас человек очень разнообразен. Три расы. Посмотрите, сколько различных этнических групп. Причем каждые эти разновидности имеют свои особенности и в генетическом коде. И из небольшого количества генов мы имеем огромное биоразнообразие. Уже сейчас нет похожих людей друг на друга и за ту достаточно короткую человеческую историю, хотя бы даже за десять тысяч лет представьте, когда нас было на земле миллион, а теперь семь миллиардов, колоссальное разнообразие! Сама задача типизации является довольно сложной. Видов, подвидов множество, семей, популяций и так далее и так далее. И это при том, что мы сейчас с вами пока находимся в пространстве только трех измерений. И человека мы интерпретирует как вещество, информацию и энергию и мир тоже весь сводим к этим понятиям. И даже разговоры о тех же детях-индиго о видимо новом поколении, появление совершенно удивительных и ранее ненаблюдаемых свойств. Поэтому здесь для нас важно видимо не нарисовать некую модель, некий эталон, под который мы будем потом подгонять – ноги увеличивать, руки укорачивать, жабры чтобы были непременно и чешуя, а вот насладиться этим разнообразием общечеловеческого бытия. Возможно, что и другие животные или пресмыкающиеся или водоплавающий миры так же разнообразны, но мы же не разделяем, что это лебедь Вася, а это лебедь Джон, например. Для нас это все лебеди или черные, или белые. А для людей мы уже выдумали массу имен, например, в каждом имени тоже фиксируется некая программа жизни человека. В одном только лишь имени, не говоря о других командных строках человеческой личности. Именно поэтому нет большого смысла гадать, как мы будем выглядеть внешне, главное, чтобы мы изменялись внутренне. Помните, как заметил один герой Булгакова, что москвичи не сильно изменились?
Мы увидим в ближайшее время и очевидно в ближайшее столетье фантастические и неожиданные сюрпризы, связанные с симбиозом человека и машины. Поначалу мы будем замечать вокруг себя множество гаджетов, всяких аксессуаров, мобильников, коммуникаторов всевозможных, автомобилей, самолетов, вертолетов и так далее по нашим понятиям, постепенно к этому добавится, очевидно, какая-нибудь космическая качалка, например, в капсуле слетали, полюбовались, то есть, как в Парк Горького сходить, это будет тоже в какое-то ближайшее время. Потом многие из этих гаджетов будут человеку прививаться, и если мы рассматриваем самолет или поезд или автомобиль как человеческий протез, позволяющий какую-то задачку решать быстрее, задачу ли передвижения, или общения, или рытья ям, строительства домов, то есть это не что иное, как удлиненные человеческие рычаги. Сейчас машины стали все больше и больше помогать человеческим мыслительным процессам, начали со счетов, с алфавита, а сейчас вот уже добрались до того, что компьютер начинает переходить от двоичной системы к пятеричным системам, например, с тем, чтобы освоить многообразие человеческой личности. Ведь фантастика – 100 миллиардов нейронов и каким образом, сигнал, поступающий в виде вашего вопроса, как он передается от одного нейрона к другому и заставляет работать весь языковой и челюстной аппарат личности? Это ж фантастика. И это мы делаем не задумываясь. И сколько таких процессов в нас происходит ежесекундно? Потом очевидно после такой инкрустации каких-то гаджетов в человеческое тело это будет в некотором смысле похоже на ботэкс, которым себя украшают женщины и без того, надо заметить, красивые, а потом очевидно вместо сережек появятся такие висячие коммуникаторы, потом они войдут в человеческую плоть, в мозг, всевозможные электроды и так далее. Поначалу это будет экстравагантным примером, потом это будет модой, потом это станет массовым явлением и так далее и вот такое протезирование человечества, но с применением уже самых изысканных технологий, скажем, не нужно будет сверлить в челюсти место для какого-нибудь протеза, а какой-то нанотехнологический Чубайс, он просто так, знаете, одним дуновением или дыханием просто дохнули на вас и у вас уже выросла новая почка, новое сердце и так далее. То есть я утрирую, но процесс идет именно к этому.
Например, создана некая система, назовут ее не лампочка Ильича, например, а такой нано Чубайс, например. И вы подходите и нажимаете кнопочку и на вас подул какой-нибудь такой фантастический ветер, и вот этот ветер окутал вас или облепил некой майкой, наномайкой, вы даже и не замечаете, и при этом ваша кожа приобрела замечательное свойство, ваши внутренности также как-то вдруг резко оздоровились и так далее. Я говорю условно, но это приближается именно к такой модели. И соответственно, вы не приходите в какую-нибудь компанию, чтобы купить телефон, а просто вы нажимаете кнопочку, так сказать, и из компьютера, из экрана опять же, который не обязательно будет иметь вещественную природу, на вас как-то вдруг попадает некое излучение и уже в ваших бровях появляется два таких экранчика, два сенсора и вы освоили целую область науки, например, археологию, условно говоря. Это уже сейчас можно представить. Сейчас фармацевтика с применением наноматериалов, позволяет уже точечно работать в перспективе с конкретными видами заболеваний. Мы к этому приближаемся. Мы еще несколько лет назад говорили только о возможности диагностики, например, генетического кода человека, а сейчас речь идет о манипулированиях, с помощью какого-то манипулятора вы компонуете разные гены, и лет через 10-20 вы можете скомпоновать любого фактически, любого человека. И миф древнегреческий о кентаврах вдруг обретет свою нанотехнологическую природу. Не то, что бы вы скрестите кого-то, хотя этим занимались и 50 лет назад и 70, были масса экспериментов, многие из которых чудовищные и человеконенавистнические, но они были, а сейчас наука снова к этому подошла. И если вы сможете проектировать любой генетический облик человека, то дальше добавьте к этому возможности, скажем, лучевых воздействий, различных электромагнитных. В мозге у нас протекают так упрощенно альфа, бета и тета-ритмы, например, вы ставите рядом резонатор, и резонатор позволяет вам передавать даже настроение. Вы сидите на Останкинской телебашне, и рядом с вами путешествует влюбленная пара, направили резонатор и у них вдруг резкий приступ любви или наоборот, это все можно уже даже делать сейчас. Поэтому вот эта комбинация человека, машины и всевозможных генераторов излучений, если хотите, таких волшебных пушек Николы Тесла, это все в ближайшем будущем.