Комментарий для KMnews по поводу оптимистической оценки экономической ситуации в нашей стране, данной первым вице-премьером Игорем Шуваловым. 25 января 2011 года.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов дал оптимистическую оценку экономической ситуации в нашей стране. По его мнению, Россия сможет выйти из кризиса уже в 2012 году или даже несколько раньше. Такое мнение Шувалов высказал в эфире программы «Вести в субботу».
Не очень понятно, на чем основаны столь радужные прогнозы. Разве что на очень высоких нефтяных ценах – этой нашей вечной палочке-выручалочке. Но прибыль от сырьевого экспорта – параметр переменчивый. Сегодня она радует нас рекордами, а завтра вполне способна и разочаровать. За примерами далеко ходить не надо. Накануне кризиса за баррель черного золота давали невероятные 140 долларов. Казалось, что российская экономика набрала полные паруса попутного ветра и спокойно войдет в тихую гавань. Как бы не так! Вскоре начался такой шторм, что пришлось по полной программе вытряхивать заначку финансовых резервов. Поэтому сейчас аналитики куда более осторожны в своих прогнозах.
За нынешним периодом роста нефтегазовых цен некоторые эксперты увидели признаки «пузыря». Понятно, что на «пузыре» далеко не уплывешь, не успеешь оглянуться, как он лопнет. Если же обратиться к сухим цифрам, то Министерство экономического развития ожидает, что в 2011 году рост ВВП немного превысит 4%, что, в общем-то, неплохо. Но ВВП нашей страны сильно завязан на сырьевой конъюнктуре. Как ни крути, а мы опять возвращаемся к состоянию нефтяного и газового рынка. Именно поэтому трудно разделить оптимизм Шувалова. Разве мировая цена барреля и кубометра определяется Москвой? Нет, это процесс, зависящий от множества факторов, далеко не всегда находящихся в сфере нашего контроля.
Кстати, в мире все громче голос сторонников резких изменений в энергетической политике. Налицо и технологические сдвиги в этой сфере. Например, так называемые гибридные автомобили уже перестали быть экзотикой. Да, пока на улицах их очень мало, но помните время, когда сотовый телефон был штучным товаром? Из непременного атрибута богатства начала 90-х годов он давно уже превратился в обычную вещь. Если «гибридник» повторит путь «мобильника», то это понизит спрос на нефть со всеми вытекающими для России последствиями.
Надо сказать, что не удалось существенно снизить инфляцию. Согласно официальным данным Росстата, индекс потребительских цен по итогам 2010 года составил 8,8%. Причем если рост цен на продукты питания еще можно объяснять природным форс-мажором в виде засухи и пожаров, то этого уже не скажешь по поводу стоимости железнодорожных билетов или, например, цены на топливо. В общем, хотелось бы и согласиться с Шуваловым, но сделать это непросто.
С просьбой прокомментировать заявление Шувалова мы обратились к директору Института экономических стратегий РАН Александру Агееву и ведущему эксперту Центра политической конъюнктуры Дмитрию Абзалову.
Александр Агеев:
– Это заявление я бы оценил как официальную демонстрацию оптимизма. Наши беды какими были, такими и остались. Разве мы смогли диверсифицировать экономику, разогнать инновации, снизить зависимость от нефти и газа? Нет.
У нас изменилась идеология развития, а модернизация обрела статус какой-то серьезной программы? Тоже нет! Если взять конец прошлого года, то практически всю осень замедлялся рост новых заказов для промышленности. Стремительно идет замещение наших товаров иностранными. Это верно и в области продовольствия, и в области машиностроения, и в авиации. У нас не переоборудована энергетика, помимо машиностроения наиболее тяжелая ситуация у нас наблюдается в аграрном секторе, легкой промышленности, добыче угля.
Все видят, как растут тарифы на электроэнергию и на тепло, и если говорить об инфляции, то надо знать технологию ее расчета. Выбираются только определенные показатели, так что к этим цифрам надо относиться с определенными оговорками.
Дмитрий Абзалов:
– По некоторым параметрам мы можем вернуться к докризисному уровню. Это относится к ВВП, скорее всего, восстановятся показатели металлургии, энергомашиностроения. Автомобилестроение даже превысило уровень 2008 года, чему помогла программа утилизации автохлама. Строительство и аграрный комплекс, включая животноводство, на докризисный уровень пока что не выйдут, под вопросом и транспортное машиностроение.
Дионис Каптарь