Антимонопольное бессилие

Геннадий Онищенко по результатам обследования ситуаций в Шереметьево и Домодедово определил суть этого якобы форс-мажора – непрофессионализм и отношение к пассажирам. Заключение абсолютно точное.

Среди 8 классических принципов менеджмента качества удовлетворенность клиента стоит на вершине. Это цель и смысл работы на рынке любой организации. Не некая прибыль, не некая доля рынка, капитализация, обороты и даже EBITDA, а ощущение клиента – не обманут ли он в ожиданиях и в самом послевкусии от купленного товара и услуги. Не остался ли у него осадок на душе от того, что его всего лишь “отжали”, что после акта покупки он перестал быть интересен продавцу?

Иные примеры так редки в нашем “любимом и нелепом”, как заметил однажды К.Симонов, Отечестве.

Для любого монополиста переложить свои издержки на потребителя, добавив в цену еще и искомую – для себя- прибыль – естественный мотив. 

И он срабатывает всегда, когда никто не сопротивляется такому обращению с собой.

Главная антимонопольная сила – государство. Для этого статус служб Онищенко и Артемьева должен быть равен почти силовым. А сегодня можно лишь догадываться, какого гражданского мужества требует его обвинение типа “пожурить” в адрес Аэрофлота.

Вторая антимонопольная сила – конкуренция, дающая право выбора потребителю. С этим у нас тоже слабовато.

Третья сила – суды. Немногие из пары десятков тысяч страдальцев аэропортовского форс-мажора дойдут до оформления исков. И мы еще увидим как перевозчик будет изыскивать лазейки в законе, чтоб сэкономить свои затраты за счет клиента.

Четвертая сила – общественное мнение. Поддавливает, очевидно. Ну да кто оно для великого Аэрофлота, не менее великого S7 и прочих ВИМ-авиа? Ответ просится однозначный, да нецензурный.

Пятая сила – в каждом из нас, ведь и “один в поле воин”. Правда, Высоцкий давно дополнил диагноз Онищенко: “Скисли душами, опрыщавели”.