Свобода и ответственность

Экономические стратегии, №6-2010. Публикуемый материал является выступлением Александра Агеева на Всемирном саммите религиозных лидеров в Баку.

Почти 7 млрд человек насчитывается сегодня на нашей планете. Из них не более 500 млн занимаются бизнесом разного масштаба и профиля, руководя работой нескольких миллиардов человек. Объем продукции, производимой в мире сегодня, оценивается примерно в 70 трлн долл. Вся ли она является благом, хлебом «насущным»? Имеющиеся данные позволяют дать оценку: масштабы неблаготворного производства — наркотики, работорговля, контрафакт, «промывание мозгов» через Интернет, кино и ТВ — достигают трети мирового ВВП. Это также означает, что примерно треть бизнесменов мира ведет дела недобросовестно и с неблаготворным эффектом.

Особая ситуация — генерация финансовых пирамид. Ворох всевозможных финансовых инструментов достиг в 2008 г., по разным оценкам, не менее 700 трлн долл., в 10 раз превысив ВВП мира. Не весь этот объем вредоносен. Но несложные исчисления позволяют предположить, что по меньшей мере половина этой финансовой массы произведена не для пользы дела, а для обмана потребителей и извлечения баснословных, но неправедных доходов немногими спекулянтами. Когда прорвались надутые до безобразия пузыри, этот фиктивный водопад затопил мировую экономику, ввергнув ее в кризис. По сути, вся хозяйственная деятельность в современном мире находится под непрерывной бомбардировкой недобросовестными неблаготворными деловыми практиками. И сказано давно: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16).

Человеческая история полна примеров того, как предприниматели преступают законы и нормы морали. И началось это издревле. Стоит ли помнить об этом опыте, не лучше ли обратить взоры в будущее? Подобную анестезию иногда оправдывают ссылкой на Лота, подразумевая, что не надо больше оглядываться назад, иначе можно обратиться в соляной столп, как это случилось с его оглянувшейся на Содом женой. Но так ли проста ссылка на Лота?

Стоит напомнить, что Лот, племянник Авраама, многократно и тесно сближался с жителями Содома, людьми «злыми и весьма грешными» (Быт, 13:13), после имущественного раздела с дядей. Был пленен после провала агрессии царя Содомского и Гоморрского и его союзников, но затем решительно освобожден Авраамом. Тем не менее Лот возвратился именно в Содом, хотя и «ежедневно мучился… видя и слыша дела беззаконного» (2Петр, 2:8). Он был выведен с семейством из разрушаемого нечестивого города, но потерял жену. Именно в беседах о конце мира в Новом Завете было дано указание: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк 17:31). Суть этого наставления в том, что не столько в оглядке на прошлое кроется ее преступление, сколько в ее пристрастии к жилищу среди разврата, в глобальном ослушании Божиих заповедей.

В этом смысле прошлое сохраняет свою наставительную значимость в любых проектировках будущего и оценках настоящего.

Современный кризис во многом повторяет рисунок экономических катастроф в прошлом.
В частности, абсолютно коррект-ны сравнения его с событиями 1920–1930-х гг., известными как Великая депрессия. Но сегодня кризис происходит при рукотворном антрепренерстве определенных игроков и на фоне принципиально новых технологических вызовов. Дело не только в переходе экономик ведущих стран к шестому технико-экономическому укладу, который основывается на освоении нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Их массовое внедрение сулит не только множество позитивных эффектов, но и серьезные риски. Так, в обозримой перспективе появятся возможности манипулирования генетической информацией человека, создания новых систем управления массовым сознанием, разработки и применения новых видов вооружений и т.д. В отсутствие правовых и этических ограничений научно-технологическая революция чревата в ближайшие десятилетия форсированным наступлением опасностей, выявленных в Откровении от Иоанна.

Современная ситуация сродни моменту, когда группа ученых во главе с Альбертом Эйнштейном обратилась к президенту США с предложениями о контроле над ядерным оружием. Пренебрежение этим обращением привело к ядерным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки. Духовное окормление делового сообщества осуществляется сегодня в явно недостаточных масштабах. Например, в РФ зарегистрировано более 4 млн юридических лиц. Число же организаций четырех основных конфессий составляет не более
40 тыс. Дело, разумеется, не сводится к количественным пропорциям. Но, судя по результатам и культуре деловых практик, духовность блага, добра, милосердия, солидарности, любви, творчества, ответственной свободы с большим трудом удерживает равновесие с духовными силами зла, эгоизма, прибыли и успеха любой ценой, материализма, тотального консьюмеризма.

С эпидемией бессовестности, беззаботно названной «финансовым кризисом», человечество справляется сегодня едва ли успешно.

Что же делать в сегодняшних условиях?

Необходимо прежде всего поставить во главу любых антикризисных, антитеррористических усилий ясное понимание: а) идеалов, ради которых они предпринимаются, б) палитры средств, согласованных с этими идеалами, в) состава и конфигурации социальных сил, осененных приверженностью этим идеалам, способных к компетентным действиям и готовых к жертвенному служению.

К более светлому, чем ныне, будущему невозможно прийти без одухотворения, которое означает ту или иную степень преображения человека. Григорий Палама опытным путем познал, что «Фаворское чудо есть не только прообраз будущего века, но и достояние чистых сердец в этой жизни». И это исключительно важный вывод для человечества, продолжающего, осознанно или по недоразумению, приносить жертвы идолам и фальш-идеалам. Суть выбора проста — или ввысь, к облагораживанию жизни, или ставка на житейскую «понятность», заниженность, «экономизацию», технократизацию, повседневную расслабленность идеалов, на «окаменелость» или виртуализацию души. Или компетентный перевод мира, обстоятельств, окружающих каждого человека, в состояние, расширяющее свободу и возможности выбора для последующих поколений, или регресс, варваризация, деградация, вырождение. Все это — процесс, противоположный вектору Преображения.

На что можно сегодня возлагать надежды?

  1. На то, что именно в чрезвычайных условиях обращенность к Богу, к высшим жизненным смыслам «вдруг» становится востребованной совсем в иных масштабах, чем во времена релаксационного угара. И акты мародерства в разных видах, терпимые в обычной обстановке, «вдруг» начинают вызывать искреннее негодование общества и даже государства.
  2. На то, что чрезвычайно важные достижения современной науки укрепляют духовные основания бытия. Так, новейшие исследования мозга обнаружили, что его базовыми структурами являются «матрицы стандартов» и «детектор ошибок», их нейрофизиологические эквиваленты. Поведение и мысли, противные сути устройства мозга, вызывают с его стороны своего рода запретные санкции. Хроническое ослушание органических требований мозга приводит к болезням и смерти. Легко заметить в этих выводах указание на известные нравственные максимы, утверждаемые мощью науки.
  3. На то, что современные системы регулирования рынков вплотную подошли к необходимости облагораживания бизнеса.

Если прежде развитие рыночных регуляторов было устремлено на отладку негативных рыночных ситуаций, вредоносных для общественного блага (монополизм, социальные блага, загрязнение природы, качество продукции и менеджмента), то сегодня появились даже стандарты социальной и духовной ответственности бизнеса (проект Стандарта ISO-26000, например). Они позволяют дополнить взаимодействие общества, религиозных структур и бизнеса новым пластом — добровольно принимаемыми нормами поведения в отношении работников, всех заинтересованных сторон, экологии, добросовестности деловых практик.

Таким образом, магистральное направление эволюции культуры ведения бизнеса определяется сегодня предельно ясно: от свободы любого поступка и безответственности — к свободе делового творчества, озаренного идеалами социальной и духовной ответственности.