Интервью Александра Агеева деловой электронной газете Татарстана “Бизнес Online” 29 июня 2010 г.
http://www.business-gazeta.ru/article/25862/12/
Президент Клуба православных предпринимателей Александр Агеев вчера стал одним из докладчиков сессии II международного саммита исламского бизнеса и финансов, посвященной проблемам взаимоотношения этики и бизнеса. Идеи спикера о вреде предпринимательского эгоизма в погоне за прибылью показались привлекательными многим слушателям. В качестве альтернативы Агеев предлагает возвращение в бизнес религиозных канонов. По его мнению, это поможет компаниям обрести самую высокую степень капитализации, основанной на доверии. С Агеевым побеседовал корреспондент “БИЗНЕС Online”.
РАЗГУЛ ДИСБАЛАНСА
– Александр Иванович, в своем выступлении на исламском саммите вы остановились на необходимости теократизации бизнеса. Что под этим подразумевается?
– Бизнес в массовом понятии – это гонка за прибылью. Многие думали, что эта суть бизнеса доказана наукой – Адамом Смитом, Фридманом и так далее. Но это ошибочное мнение – это показал, например, Кейнс, не говоря уже о Марксе. Джон Неш заколотил последний гвоздь в гроб тезиса о том, что когда все стремятся к эгоистическим целям, в итоге получается общественное благо. Такой разгул эгоизма приводит к различным чудовищным дисбалансам. Но это массовое понимание, это определенная культовая традиция, языческая, неоязыческая.
Эгоизм, консюмеризм, жадность, жажда наживы – все эти дефекты присущи такой философии. Основная идея теократизации бизнеса подразумевает, что социальная солидарность важнее, чем эгоизм. Пора понять, что мы не одни в этом мире. Есть высшие миры, кто-то приходит к ним через Коран, кто-то через Библию, кто-то через Пятикнижие. Главный постулат заключается в том, что такие миры есть. Если мы это признаем, то у нас получается иной продукт бизнеса. Не вредоносный, а полезный. Он построен не на лжи, лицемерии, воровстве и так далее. Приведу иллюстрацию: из 7 миллиардов человек, населяющих землю, где-то 10 процентов относится к предпринимателям. В то же время продукцию трети из них нельзя отнести к благу, она является вредоносной. А если к этому добавить еще финансовые услуги…
– Насколько бизнес-сообщество воспринимает эти идеи?
– Знаете, лет десять и чуть более назад – это был бы глас вопиющего в пустыне. Тогда ни стратегии, ни инновации не воспринимались, а моральные вопросы тем более вызывали аллергию. Сейчас понимание пришло, через два момента. Первое – через усиление сложности жизни. Сложности делают людей более верующими. На что опереться, когда плохо? Все вспоминают о Боге. Когда будет хорошо, опять забудут. Вторая вещь – это стандарты, государственная политика. Государство стало возвращаться, но старыми методами оно управлять не может. Нужны новые стандарты, социальные регуляторы. Степень социальной ответственности бизнеса в хорошо отрегулированных правовых системах выше, чем у нас.
КАПИТАЛ ДОВЕРИЯ
– Вы говорили об особых плюсах предлагаемой модели в повышении капитализации…
– Есть разные виды капитала. Капитал – это то, что в будущем может принести некую выгоду разного порядка – материального и нематериального. Примитивные виды капитала – это финансовый, производственный, контактный, временный капитал. Дальше идет доверие, культовый капитал. Доверие является квинтэссенцией культового капитала. Доверие означает минимальные транзакционный издержки. Вы относитесь с доверием к заемщикам, партнерам, потребителю. Значит, вам не требуется производить массу действий по проверке их компетентности и надежности. Когда доверия нет, вы партнера 10 раз проверите, создадите залоговые механизмы, приставите охранников, чтобы он не убежал и т.д. Поэтому капитал доверия у нас разорван капитально. Мы мало верим властям, милиции… Проблема доверия стала массовой. Сегодняшнюю ситуацию называют разрывом коммуникаций. Если бы мы были более верующей нацией, то у нас был бы тот, кто нас сводил в доверии.
– Какие впечатления у вас вызвал казанский саммит?
– Очень удовлетворен, даже чем-то восхищен. У меня законченное теологическое образование. И во время учебы спецкурс по исламу был для меня самым интересным предметом. Наши религии нельзя противопоставлять. Считаю, что мы образуем великолепный симбиоз на нашей территории. Развитие исламского бизнеса способствует созданию систем человеколюбия. И они существуют не только в исламе. Например, сообщество нулевых денег в Швейцарии. По сути, это кассы взаимопомощи. Похожие институты существовали в православии.
Арслан Минвалеев