Перельман: цена миллиона

Перельман снова отказался получить миллион. Почему – знает только он, предположительно – миллион этот его не интересует. Казалось бы, инцидент “исперчен”, тема закрыта. Однако вновь и вновь этот факт становится хитом новостей.
Думается, дело тут не в Перельмане. Суть его математического подвига мало кому понятна, заслуга не оспаривается никем, будет ли он обеспеченнее на миллион – тоже не предмет сострадательных забот посторонних ему людей.
Дело в другом: отказ принять премию и абсолютное равнодушие к ней провоцирует на вопросы о самой картине мира и раздающих премии, и всех интересующихся. Неявно предполагается, что награда венчает подвиг или заслугу, фиксируя, что есть кто-то, похлопывающий по плечу – молодец, мол. Принятие номинантом денежной премии – это укрепление самого статуса денег, придание шуршащего измерения чему-то, что не подлежит измерению “всеобщим эквивалентом” в принципе.
И именно этим Перельман пренебрег. Не стал кредитовать своим нематериальным мир материального и суетного. Вот и удивился мир этот. Он почувствовал относительность себя как жизненной опоры. Почему кто-то вообще должен удостоверить, что сделано великое открытие? Для Перельмана достаточно, очевидно, собственного мнения. Не случайно отказ принять какой-нибудь орден считается одним из самых сильных оскорблений, а лишение наград и званий – одним из страшных наказаний, посильнее конфискации имущества.
В жизни мы зачастую вынуждены полагаться на мнения других – нотариусов, аудиторов, престижных наградных комиссий, рейтинговых агентств, начальников и судей, друзей и кинозвезд. Наверное, даже в природе человека такое полагание. Окуджава о том же сказал: простому муравью вдруг захотелось помолиться или “на фоне Пушкина снимается семейство”. Но как найти грань, где такое перенесение своей личности на иное оправдано, а где оно прикрывает творческое иждивенчество или мелкую суетливость мотиваций? Уклоняющийся от примитива общепринятого общения Перельман явно и неявно задает нам все этот вопрос. А цена такому вопросу не покрывается и миллиардом.