Градация недопустимого

Мир продолжает трясти множественная по источникам турбулентность. Это очевидно. Уровень риска наступления многих неприятных и опасных событий давно впрыгнул в диапазон «тревожно». Ставки (как и риск промаха) предсказаний растут: все ближе по горизонту (уже не на десятилетия вперед, а на месяцы, недели и даже дни) и все смелее по посягательствам на некие ранее табуированные незыблемости (наподобие расчленения США и распада ЕС, продовольственной катастрофы, смены магнитных полюсов, рукотворных землетрясений и т.п.).

Табу на откровенно запредельные и кажущиеся вполне фантазийными гипотезы о ближайшем будущем сломаны. Примечательно, что наука, подстраховавшись синергетической ссылкой на принципиальную непредсказуемость многих явлений, умыла руки — да и какой у науки сегодня есть медийный рупор, кроме Интернета да профессиональных изданий? Тем временем живописную сцену футуристики оседлали дилетанты и целенаправленные доводчики серьезных прогнозов до форматов восприятия массовым читателем.

Недавний вброс в обращение целого пакета прогнозных оценок любопытен. В нем сформулированы сценарные виды не на 2030 или 2050 гг., а на второе полугодие 2010 г.:  совсем близок новый и внезапный финансовый фейерверк, новый крах рынка недвижимости и облигаций, наконец «шмякнется» доллар (начало новой Великой депрессии)… Заморозка ситуации, удавшаяся в 2009 г. и создавшая иллюзии выхода из кризиса, пройдет. Нынешние «короткие, но приятные забеги» ввысь фондового рынка предваряют катастрофу Доу-Джонса до 3000 пунктов, но есть оценки и совсем gloomy — ниже 1000. Возможны новый теракт класса «башен-близнецов» и введение военного положения в США. Этот близкий крах «подхлестывает слепая жадность Уолл-стрит: не способное ни на что правительство, безумные рынки, экономика, висящая на краю». Коллапс глобальных финансов спровоцирует разбалансировку поставок продовольствия. Голод поразит не только Африку. Сомнительно, что Ближний Восток не взорвет серьезный конфликт. Суммарно этот крах превзойдет по размаху и последствиям падение Римской империи. И осталось до всего этого набора в одном флаконе не более шести месяцев…

Такой апокалипсический взгляд 24 экспертов на остаток 2010 г. появился в широком доступе. За документы для внутреннего пользования идет настоящая война государственных и частных разведок. Самые уверенные в себе игроки сочиняют их собственными силами. Еще более ответственные помалкивают, предпочитая разговоры в кулуарах без протокола.

Как отнестись к этим предсказаниям?

Следует ли и прилично ли их принимать в расчет?

«Бытие в основе таинственно и не хочет, чтобы тайны его обнажались словом. Очень тонка та поверхность жизни, о которой праведно и дозволено говорить; остальным же корням жизни… приличествует подземный мрак», — заметил по другому поводу почти 100 лет П.А. Флоренский.

Говоря о своем детстве, он позже вспоминал, что «из каких-то неуловимых семейных тонов» он чувствовал «полуприличность одних… слов и неприличность других… Плохое дело, плохая речь, неприличный поступок, неприличное слово — такая градация недопустимого; хуже неприличного слова, стыдного, уничтожающего, бесповоротного, ничего не может быть, кроме одного — мысли о нем…».

Казалось бы, какова связь этого рассуждения Флоренского с ударным предсказанием о ближайшем периоде глобальной жизни?

Возможно, никакой. Разве что эти два текста были прочитаны один за другим. Непредсказуемая игра случайности…