Россия, вперед?

Вот и снова модернизация. За последние 120 лет – третья или четвертая, в зависимости от методики счета. Первая, между прочим, осмысливалась Д.И. Менделеевым, в то время крупным государственным чиновником, по нынешним меркам – как минимум в ранге Э.С. Набиуллиной. Менделеев, принципиально старавшийся не “мараться капиталами”, чей голос слышали “в сферах административных и предпринимательских”, выступал за интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, полагая главной пружиной перехода в “сложнейший промышленный этап” необходимость “дать исход накопляющимся образованным людям”, которые в ином случае, если им не открыть возможности предпринимательства, окажутся среди “недовольных” и “смотрящих в разряды политических искателей приключений”. Кроме того, ясно понимался и такой довод индустриализации, как факт, что “по обе стороны от нас – теснее жить… а в почве и стране нашей много завидного, всем людям надобного. И если мы сами не пустим его в мировой оборот – позарятся, пожалуй”… 

Менделеев, обосновывая в свое время “ножницы цен” на продукцию аграрную и промышленную для ускорения перехода, надеялся, что риск социальной “передряги” удастся проскочить. Но когда 27 января 1904 г. ему принесли сообщение об объявлении войны Японией, он проговорил: “Война, война… это что… идет страшнейшая революция”. И в самом деле, за первую индустриальную модернизацию начала ХХ в. Российская империя заплатила миллионами жизней, Гражданской войной, геополитической катастрофой и своей смертью.

Сюжеты и смыслы научно-технологических проектов индустриализации конца 1920-1960-х гг. в целом хорошо известны. Будучи идеологически во многом и отчасти справедливо скомпрометированным, тот мощный рывок продолжает питать жизнеспособность страны и сегодня, хотя выражение “индустриально-сырьевой гигант” теперь произносится с ноткой вины и сожаления. Эти волны индустриализации сопровождались массовой социокультурной переработкой населения, созданием кадрового плацдарма развития страны. Но стоит напомнить, что шла она отнюдь не во всем в согласии с менделеевскими заветами, обессилив сверх меры, например, аграрный сектор, подорвав стимулы для малого предпринимательства и ремесел, поощряя де-факто презрение к производительному труду и подъему покупательной способности населения. Совсем иначе представлял ученый и государственное устройство, систему управления развитием и роль личности. Ему казалось, что Россия в целом доросла до требования свободы, “соединенной с трудом и выполнением долга”… Стоит, правда, обратить внимание на наблюдение Александра Блока: “На наших глазах интеллигенция, давшая Достоевскому умереть в нищете, относилась с явной и тайной ненавистью к Менделееву…”

Призывая 12 ноября 2009 г. общество к новой модернизации, следуя менделеевскому желанию “вытянуть всю канитель российских проблем”, Президент РФ акцентировал курс, основанный на ценностях демократии: “Создадим умную экономику… вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех…” Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – доразвивались, спустя век оставшись “архаичным обществом”… А основа медведевского оптимизма – “мы одной крови с теми, кто победил” в той войне… Хотя не мы – те, кто построил нефтегазовые мощности, ядерное оружие и всю индустриальную инфраструктуру.

“Без Платонов, по нынешним временам, мы, пожалуй, и обойдемся… Лучше пожелать ныне России двойное количество Невтонов” – так полагал Д.И. Менделеев 100 лет назад, подчеркивая потребность в заметном росте инженерно-конструкторских кадров, способных преодолеть извечную “сплошную неумелость”…

Единственное общее и единственное особенное нашего времени, кажется, в одном – да, и сейчас нам снова нужны “невтоны” высокотехнологичного комплекса. Но в эпоху, когда hi-hum – условие успеха hi-tech, нам не обойтись и без нового поколения “платонов”. Именно дефицит антропологического знания общей культуры вызывает наше отставание не только в биологических науках, медицине, психотехниках, познавательных практиках, экономике, но в самом образе и смысле жизни. Об этом сказано и задолго до Д.И. Менделеева: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мф. 16:26) – и совсем недавно: “Адам и Ева положили начало массовому производству человеческого тела, зато Авель и Каин – души”.

Использованы соображения (в порядке упоминания) Д.И. Менделеева, М.Г. Младенцева, И.С. Дмитриева, С.Б. Переслегина, Д.К. Чистилина, А.А. Блока, Д.А. Медведева, ап. Матфея, С.Е. Леца.