Александр Агеев принял участие в работе Седьмой ежегодной сессии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», прошедшей 8-12 октября на острове Родос (Греция).
8-12 октября на острове Родос (Греция) прошла VII ежегодная сессия Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
МОФ «Диалог цивилизаций» – международная неправительственная организация, которая объединяет в единое сетевое сообщество ученых, интеллектуалов, политиков, бизнесменов, деятелей искусства и культуры, представляющих многообразие традиций, культур и верований из различных стран мира, работает с государственными, общественными и религиозными институтами на основах осуществления и развития принципов сотрудничества, взаимопонимания и диалога между цивилизациями. Основная цель работы Форума – организация пространства конструктивного диалога крупнейших цивилизаций современного мира во всех сферах существования человечества. Деятельность МОФ «Диалог цивилизаций» направлена на улучшение общественного понимания глобальных международных процессов и обеспечение участия неправительственных организаций и представителей гражданского общества в их обсуждении и принятии решений.
В различных мероприятиях и акциях Форума в разные годы принимали участие Король Иордании Абдалла II, Президент Республики Йемен Али Абдалла Салех, Председатель Правительства России Владимир Путин, бывший Президент Ирана Мохаммад Хаттами, Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, Председатель партии Индийский национальный конгресс Соня Ганди, Председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Верховный Муфтий Сирии Ахмед Бадр ад-Дин Хассун, бывший Федеральный канцлер Австрийской Республики Альфред Гузенбауэр, бывший Премьер министр Французской Республики Доминик де Вильпен. В июне 2009 года во время официального визита в Египет о своей поддержке Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» говорил Президент России Дмитрий Медведев.
Форум работает с сетевой структурой неправительственных организаций, а также сотрудничает с ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, ОПЕК, OИК, ИСЕСКО, АЛЕКСО, научными институтами и многими индивидуальными участниками.
В работе Форума приняли участие президент основатель МОФ «Диалог цивилизаций», президент ОАО «Российские Железные Дороги» Владимир Якунин, бывший федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр, король Ганы Адамтей I, испанский принц Энрике де Бурбон, заместитель Министра иностранных дел России Александр Салтанов, бывший министр внутренних дел, правительство Гонконга (Китай) Патрик Хо Ши-пин, ведущий член партии Бхаратия Джаната, член парламента Индии Джоши Мурли Манохар, президент Брукингского института Строб Тэлботт, Аятолла Мохаммад-Али Тасхири (Иран), сопредседатель Ассоциации за международную мобильность Брансон МакКинли, профессор Университета Кент Ричард Саква, президент Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.
В программу Форума вошли:
-
Секция № 1. Политическая. Америка, Европа, Азия – смещение основного импульса мирового развития с Запада на Восток (от США и Европы к развивающимся экономикам, БРИК)
-
Секция № 2. Экономическая. Посткризисная архитектура мировой экономической системы: к гармонии через диалог
-
Секция № 3. Молодежная. Модели личностной идентификации молодежи
-
Секция № 4. Мобильность. Человеческая мобильность: роль гражданского общества.
-
Секция № 5. Религиозная. Традиция и модернизация: возможности сочетания. Религиозный ответ
-
Секция № 6. Образовательная. Образование и инновации – основа устойчивого общественного развития
-
Секция № 7. Культурная. Цивилизационное пространство межкультурного диалога
-
Круглый стол № 1. Ближний Восток
-
Круглый стол № 2. «Открывая Россию заново с многоаспектной перспективы»
-
Круглый стол № 3. Письменности мира: история, развития и перспективы
-
Круглый стол №4. Право и экономика: прямые и обратные связи в условиях мирового кризиса
-
Круглый стол № 5. Возможные сценарии будущего
С докладами с российской стороны, в частности, выступили:
-
Агеев Александр Иванович, генеральный директор Института экономических стратегий РАН, д.э.н. («Инновации: нетривиальности в паутине традиций и безобразия»)
-
Батчиков Сергей Анатольевич, Международный научно-исследовательский институт проблем управления, директор Центра проблем управления крупными социально-экономическими системами; Председатель Правления Российского торгово-финансового союза
-
Гринберг Руслан Семенович, директор Института экономики РАН
-
Громыко Алексей Анатольевич, заместитель директора Института Европы РАН, Заведующий Центром британских исследований, руководитель европейских программ Фонда “Русский мир”, д.пол.н.
-
Делягин Михаил Геннадьевич, директор Института проблем глобализации (ИПРОГ), доктор экономических наук
-
Делягин Михаил Геннадьевич, директор института проблем глобализации
-
Кара-Мурза Сергей Георгиевич, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН
-
Кочетов Эрнест Георгиевич, д.э.н., проф., заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики, Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики (Россия)
-
Лепский Владимир Евгеньевич, главный научный сотрудник Института Философии РАН, д.псих.н. («Проблема субъективности человечества в условиях глобализации»)
-
Митяев Дмитрий Аркадьевич, директор Института социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)
-
Неклесса Александр Иванович, заместитель генерального директора Института экономических стратегий РАН, директор Центра геоэкономических исследований («Посткризисная архитектура мировой экономической системы: к гармонии через диалог»)
-
Овчинский Владимир Семенович, советник Председателя Конституционного суда РФ, доктор юридических наук, генерал-майор в отставке
-
Пиотровский Михаил Борисович, директор Государственного Эрмитажа, член президиума Российского Комитета ЮНЕСКО, Президент Всемирного клуба петербуржцев, д.и.н., член-корреспондент РАН
-
Поляков Юрий Михайлович, писатель, главный редактор «Литературной газеты», кандидат филологических наук
-
Симчера Василий Михайлович, директор НИИ Статистики Федеральной службы государственной статистики
-
Уткин Анатолий Иванович, директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН, д.и.н., профессор
-
Фурсов Андрей Ильич, директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета, к.и.н.
-
Хазин Михаил Леонидович, Президент экспертно-аналитического центра «НЕОКОН» (Россия)
-
Чистов Юрий Кириллович, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», д.и.н., профессор
-
Шмелев Николай Петрович, директор Института Европы РАН, доктор экономических наук, академик РАН
Родосская декларация 2009 года
Мы, участники седьмого Родосского форума «Диалог Цивилизаций», состоявшегося 8-12 октября 2009
На основании результатов предыдущих шести ежегодных конференций Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», состоявшихся на греческом острове Родос,
Подтверждая безусловную приверженность концепции «Диалога цивилизаций» для решений насущных вопросов современности
Придавая особое значение богатому наследию, которым человечество обязано разнообразию культур и религий
Подчеркивая тот факт, что взаимопонимание и взаимоуважение – единственная гарантия открытого общества не только на национальном, но также на региональном и глобальном уровне.
Помня о том, что уважение принципа равноправия и самоопределения народов является предпосылкой международного сотрудничества в решении экономических, социальных, культурных или гуманитарных проблем, стоящих перед всем миром.
Придавая особое значение тому, что человеческое достоинство, права человека и основные свободы для всех и каждого без различия расы, пола, языка или религии основываются на принципе равенства всех людей и всех народов.
Указывая на то, что глобализация усиливает взаимосвязь между народами и способствует более тесному общению культур и цивилизаций,
Подчеркивая, что глобализация является не только экономическим, финансовым и технологическим процессом, но также ставит перед нами задачу сохранения всего богатства интеллектуального и культурного разнообразия человеческой цивилизации и служения ему
Но также признавая, что глобальные трудности и опасности, такие, как терроризм, изменение климата, финансовая и экономическая нестабильность, миграционные потоки и разрыв между богатыми и бедными странами все еще ожидают реакции мирового сообщества,
И наконец, что не менее важно, учитывая, что в международной политике наблюдаются резкие откаты к традиционным и консервативным шаблонам конфронтации,
Настоящим заявляем:
1. Новые тенденции в международных отношениях
1.1. Будучи неспособны найти пути выхода из международных или региональных конфликтов, некоторые участники международных отношений возвращаются к старой политике конфронтации. Но этот путь приведет лишь к дальнейшему сползанию в кризис.
1.2. Потому мы снова обращаемся к мировым лидерам с призывом воздержаться от риторики холодной войны и вернуться к конструктивному диалогу, который являет собой человеческую ответственность и объединяет все доступные силы перед лицом глобальных трудностей ради совместного поиска решений серьезнейших проблем, с которыми столкнулось человечество.
1.3. Международные отношения и международное сотрудничество должны исходить из того, что основные импульсы международного развития исходят не из традиционных центров, а от стран с переходной экономикой.
1.4. Государства и международные организации должны стремиться к сотрудничеству, основанному на взаимном доверии, с целью преодоления глобального кризиса, который поразил не столько экономику и финансы, сколько общество, лишенное ценностей и понимания того, что такое ответственность.
1.5. Гражданское общество, неправительственные организации, некоммерческие институты, международные, региональные и национальные фонды должны играть более важную роль в привнесении в международные отношения духа «Диалога цивилизаций», и по этой причине мы положительно оцениваем тот факт, что общественные организации все чаще принимают участие в работе таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ИСЕСКО, Совет Европы, Лига арабских государств, Азиатско-Европейский Фонд, Евро-средиземноморский фонд имени Анны Линд и другие.
1.6. Гражданское общество и его организации должны способствовать росту доверия между нациями, конфессиями и цивилизациями, пропагандируя и поддерживая мирные решения международных конфликтов и усиливая стремление людей к миру, стабильности и безопасности.
1.7. Касаясь ситуации на Ближнем Востоке, мы обращаемся к заинтересованным сторонам с призывом использовать все открывающиеся возможности для установления мира. У конфликта нет военного решения; он может быть разрешешен лишь на основе исторического компромиса, обеспечивающего взаимное признание и уважение к законным правам и интересам друг друга. Израильтяне и палестинцы должны встретиться в Москве на международной конференции под эгидой ближневосточной «четверки». Возможно, это станет дорогой к миру.
1.8. В Ираке и в Афганистане, на родине и месте встречи древних цивилизаций, диалог между разными этническими, религиозными и социальными группами должен привести к тому, что обе страны станут сами сами устраивать свою жизнь и сами определят свой путь к мирному будущему, стабильности и самоопределению.
1.9. Мы также подчеркиваем, что дебаты по иранской ядерной программе должны вестись в духе диалога равных и что следует стремиться не только к нераспространению ядерного оружия, но и к уменьшению его количества во всем мире.
1.10. При решении вышеуказанных конфликтов опора будет сделана на территориальную целостность и гарантию независимости страны; то же верно в отношении укрепления демократической стабильности в Ливане и решения Дарфурского кризиса.
2. Посткризисное устройство глобальной экономической системы
2.1. Глобальный экономический и финансовый кризис еще не завершился. Очевидно, что с этим кризисом нельзя бороться лишь посредством традиционных экономических и финансовых инструментов.
2.2. В особенности следует указать на неэффективность протекционизма, который, напротив, усугубляет последствия кризиса. Возможно, то, как разные страны структурируют свои экономики в пределах глобализованного рынка, имеет меньше значения, чем мы привыкли думать. По этой причине мы нуждаемся не в уменьшении, а в увеличении объема международного экономического сотрудничества.
2.3. Международное экономическое сотрудничество должно быть основано на взаимныхъ интересах, а не на примитивном национальном эгоизме; на сбалансированной мультиполярности, включающей страны с развивающейся рыночной экономикой, а не на глобальном доминировании.
2.4. Конечной целью любой экономической деятельности должно быть общее благо людей, а не накопление капитала. Экономика должна быть сосредоточена на производимых благах и выгодах, на том, как должны преумножаться эти блага, и на том, как ради общего благополучия справедливо распределить их между людьми.
2.5. Нам нужна новая экономическая этика, а не засилие потребительства с одной стороны и разнузданный капитализм свободного рынка, что находит свое самое яркое выражение в так называемой «акционерной стоимости», – с другой.
2.6. Руководители коммерческих организаций должны со всей ответственностью заботиться об интересах акционеров, сотрудников, клиентов и общества, в котором они работают, и добросовестно управлять своими предприятиями, предотвращая принятие решений и действия, которые удовлетворяют лишь чьим-то узким интересам, но вредят предпринимательству и обществам, которым оно служит.
2.7. Новой экономике понадобятся такие управляющие, которые добросоветсно управляют своими предприятиями, предотвращая принятие решений и действия, которые удовлетворяют лишь их собственным узким интересам, но вредят предпринимательству и обществам, которым оно служит.
2.8. Мы приветствуем призыв многих религиозных лидеров к этичной экономике. В особенности это касается Папы Бенедикта XVI, который в своей энциклике “Caritas in veritate” призвал к внедрению гражданской экономики в гражданское общество ради выхода за пределы устаревших дихотомий «государство vs рынок», «правое vs левое».
2.8. Мы также приветствуем такие новые формы финансового бизнеса, как социальный бизнес, этичные фонды, природозащитные фонды и все виды этичного банковского дела, такие, как исламское банковское дело и др.
3. Образование и инновации – фундамент для усточйчивого развития
3.1. Образование является важным и существенным механизмом социального развития, воспитывая и формируя личность, нацеленную на достижение общего согласия и диалога между цивилациями. Однако рост напряженности в отношениях между цивилизациями и разрушение глобального общественного порядка, оформившегося после Второй мировой войны, свидетельствует о кризисе доминирующей образовательной модели и необходимости найти пути выхода из него.
3.2. Прошла половина объявленной Организацией Объединенных Наций Декады образования для устойчивого развития, и мы призываем все страны к более активному участию в этой программе.
3.3. Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» является активным партнером ЮНЕСКО, Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры, подтвердив свое желание сотрудничать с этой организацией. Мы поддерживаем глобальное распространение информации и знаний и обмен ими – помощь всем цивилизациям в наращивании их человеческих и институциональных потенциалов ради мира и лучшего будущего.
3.4. Мы считаем, что образование должны быть доступно каждому вне зависимости от класса, религии, пола, расы и культурной принадлежности. Образование должно продвигать учащихся к обретению ответственной гражданской позиции. Особое внимание следует уделить открытости новому, что является важной предпосылкой для вступления в диалог.
3.5. Нынешний кризис ведет к распространению дискриминации, ксенофобии и расизма как в пределах обществ, так и между ними. Эти проблемы должно решать образование, цель которого – научить молодежь распознавать такие явления и бороться с ними.
4. Мировые религии, обращенные к традициям и современности
4.1. Во время мирового кризиса мировые религии способны играть особо важную роль в выделении духовных и гуманистических ценностей, напоминая людям об их ответственности за общее благо человечества и противопоставляя их обществу, пронизанному лишь стремлением к обогащению и потреблению.
4.2. Религии способны наилучшим образом выполнять эту важную роль, будучи вовлеченными в плодотворный диалог друг с другом, тем самым демонстрируя, что эти духовные ценности являются общим наследием, а следовательно, и общими ориентирами для всего человечества.
4.3. Все религии мира противостоят очагам напряженности и находятся в зависимости от традиций и современности. Религии способны помочь людям ориентироваться на вечные ценности с одной стороны и принимать современную реальность какой она есть, с другой, подчеркивая, что важна не форма, а содержание и духовная сущность.
4.4. Мы призываем лидеров религиозных течений и верующих всего мира продолжать диалог и сотрудничество, делая все возможное для достижения взаимного понимания и уважения, способствуя тем самым прогрессивному развитию и миру на земле, где бы не было бы места конфликтам и кризису.
4.5. Мы обращаемся к верующим и неверующим, призывая их к изучению религий, в частности, верований, обычаев и традиций верующих других конфессий, живущих бок о бок с ними, для достижения лучшего взаимопонимания и уважения.
5. Вклад молодежи в диалог за мир и справедливость
5.1. Молодое поколение в разных странах мира выросло, имея в своем распоряжении всевозможные современные технологии, которых не знали их родители и деды; молодому поколению посчастливилось жить, не зная разделения на два враждебных лагеря в период холодной войны. Поэтому они прекрасно подготовлены, как в техническом, так и в политическом плане, к диалогу, выходящему за пределы традиционных государственных границ, который позволяет им общаться со своими сверстниками во всем мире.
5.2. Однако нельзя забывать о миллионах молодых людей, лишенных пока доступа к современным средствам коммуникации и вследствие этого отрезанных от всемирного информационного потока и интернет-сообщества.
5.3. Молодежи необходимо предоставить возможность свободного пересечения границ с тем, чтобы они могли преодолевать барьеры (не только географические, но и социальные, культурные и т.д.) и жить в открытой атмосфере доверия друг к другу.
5.4. Диалог должен начаться уже сегодня. Международные молодежные программы обмена являются одной из лучших возможностей достижения взаимопонимания и уважения. Мы призываем как правительственные, так и неправительственные организации и учреждения развивать молодежные программы обмена.
5.5. Материальные стимулы могут оказаться неадекватным средством для пропагандирования нематериальных ценностей. Молодым людям нужно показать на практике, как жить, ориентируясь на вечные ценности и идеалы, содействуя улучшению мира.
5.6. Служение обществу дает такую возможность – ощутить на собственном опыте, что значит следовать вечным ценностям и идеалам. Проекты местного значения содействуют укреплению самобытности, а служба на благо общества приносит удовлетворение, содействуя положительным преобразованиям в жизни общества.
5.7. Осуществление обмена опытом служения на благо общество через всемирную сеть (интернет) укрепляет диалог и взаимодействие молодежи.
5.8. Молодежи, проживающей в зонах конфликта, следует предоставить возможность для встреч и обсуждения общих интересов, заключающихся в поиске путей достижении мира и примирения сторон.
6. Международная мобильность
6.1. Переселенцев и зарубежные сообщества нельзя обвинять за сегодняшний экономический кризис, они, наоборот, помогут нам его преодолеть.
6.2. Гражданское общество, частные предприятия, ассоциации, религиозные организации и местные органы власти играют решающую роль в формировании политики и практики мобильности наряду с центральными органами власти.
6.3. С целью получения оптимальных преимуществ от международного передвижения людей, ослабления растущего напряжения и решения сопутствующих проблем, правительства должны предпринять меры, как временного, так и постоянного характера, направленные на стимулирование и оптимизацию процесса международной мобильности людей в соответствии с правовыми нормами и в предусмотренном порядке, в зависимости от национальных потребностей.
6.4. Наряду с центральными органами власти и международными организациями, гражданское общество, частные предприятия, ассоциации, религиозные организации и местные органы власти играют основополагающую роль в распространении понимания положительного значения текучести населения. Они должны предпринимать совместные действия по улучшению условий жизни мигрантских общин, вынося эти вопросы на обсуждения широких слоев общества, защищая интересы переселенцев и обеспечивая предоставление всех необходимых услуг. Следует также укреплять роль вышеперечисленных организаций и учреждений.
6.5. Международное сообщество должно выработать эффективные механизмы для наблюдения за влиянием экономического и социального кризиса на мигрирующее население, особенно на стадии выхода из кризиса и на этапе восстановления.
6.6. Международное сообщество должно предпринимать действия, направленные на более широкое применение информационных технологий в отношении международного передвижения населения с целью предоставления помощи мигрантским общинам, а также структурам, оказывающим им услуги.
6.7. При планировании на долгосрочную перспективу частные предприятия и крупные корпорации должны учитывать возникающий в будущем спрос на профессиональные умения и обеспечения необходимых условий для наличия рабочих и специалистов.
6.8. Необходимо создание и введение в действие новых механизмов для расширения деятельности частных предприятий и содействия целенаправленному развитию предприятий, в основе которых лежат партнерские отношения между государственным и частным сектором. Ассоциация международной мобильности является конструктивным и жизненно необходимым инструментом. Другие гражданские институты могут внести столь же положительный вклад.
6.9. Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» находится в процессе институализации дискуссий вокруг передвижения народонаселения и должен продолжать служить платформой для обсуждения этих вопросов, а также способствовать принятию конструктивных мер государствами и социумом. Он также должен выступать в более тесном сотрудничестве с такими органами, как ЮНЕСКО, ИСЕСКО, АЛЕСКО и другими.
6.10. Мы никогда не должны забывать, что иностранцы, живущие среди нас, являются «посланцами цивилизаций».
7. Культура и искусство – плодородная почва для диалога цивилизаций
7.1. Признание национальных и культурных особенностей является наиболее эффективным и гуманным способом решения этнических конфликтов, одним из основных компонентов взаимодействия цивилизаций.
7.2. Литература, музыка, архитектура, изящные искусства наряду с театральным искусством и кино являются бесценными инструментами диалога, а деятели искусства – лучшими посланцами цивилизаций.
7.3. Взаимодействие между деятелями искусства и культурными учреждениями различных цивилизаций содействует лучшему взаимопониманию. Такие мероприятия, как международные выставки и выступления артистов служат развитию диалога цивилизаций.
7.4. Мы высоко ценим свободу выражения и роль средств массовой информации, направленной на усовершенствование общества. В то же время мы хотим напомнить СМИ об их ответственности за укрепление взаимопонимания путем честного и беспристрастного освещения событий, а не путем разжигания конфронтации. Поэтому мы обращаемся к средствам массовой информации воздержаться от провакционных репортажей, прямых или косвенных оскорблений других цивилизаций и религий.
7.5. Мы одобряем учреждение МОФДЦ награды для средств массовой информации, которая будет вручаться за выдающееся содействие развитию диалога культур и цивилизаций, а также взаимопонимания СМИ.
7.6. Группа экспертов, работающая в рамках Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», должна привлечь известных деятелей культуры и представителей СМИ для развития межкультурного диалога.
7.7. Многочисленные письменности, наряду с богатством и разнообразием человеческой речи, представляют собой важнейшее наследие мировых культур. Несмотря на существующие различия, все цивилизации рассматривают письменность как божественный дар, путь к высшей духовности и трансформации.
7.8. В то же время для миллионов людей до сих пор актуальна проблема неграмотности.
7.9. Нам необходима новая культурная политика, координация усилий, информация, подготовка, реализация программ и решений, позволяющая обеспечить максимальное разнообразие письменностей цивилизаций в будущем.
8. Выводы: диалог цивилизаций как платформа всеобщего развития
8.1. Как и участники предыдущих шести конференций «Диалог цивилизаций» на греческом острове Родос мы убеждены, что все цивилизации, нации, народы и религии имеют намного больше общего, чем различий. Поэтому диалог возьмет верх над конфронтацией.
8.2. Мы убеждены, что существующий мировой кризис возник в частности оттого, что многие люди, от которых зависит принятие решений, забывают о своей ответственности работать на общее благо. Мы призываем ведущих политиков, бизнесменов, деятелей культуры и образования, а также представителей различных конфессий совместными усилиями обеспечивать социальную стабильность, являющейся ответственностью всего человечества.
8.3. Мы выражаем преданность духу Родоса, духу равенства всех людей и взаимного уважения, что должно отражаться в добрососедских отношениях на местном уровне, а также в международных отношениях и сотрудничестве.