“Известия”, 15 мая 2009 г.
Оригинал статьи: http://www.izvestia.ru/russia/article3128498/
Александра Белуза
Три крупных эксперта – футуролог, физик и фантаст – каждый со своей точки зрения попытались по просьбе корреспондента “Известий” детализировать облик грядущего. Если суммировать их прогнозы, ничего хорошего нас не ждет. Лет через двадцать наши “сейчас” и “сегодня” покажутся старыми добрыми временами, невзирая на бушующий кризис. Возможно, даже воспоем его как короткий период очищения духовных полей от ауры “золотого тельца”. В любом случае у нас еще есть время подумать, как мы хотим жить, и в настоящем сделать то, что может изменить будущее, в которое каждый из нас движется со скоростью 60 минут в час.
Александр Агеев: “Ядерное оружие спишут как детские игрушки”
Мало кто знает, что в России сложилась своя школа футурологии. Она, как и на Западе, строит прогнозы, опираясь на вполне научные методы – математическое моделирование, например.
Так, бедность может стыдливо уйти на задворки прогресса. До европейского уровня пенсии даже к 2030 году не дорастут, но степень социального неравенства будет снижаться, прогнозирует президент Международной академии исследований будущего Александр Агеев.
Как из ящика Пандоры посыплются новые вызовы. Не пройдет и 10 лет, как сохранение права граждан на личную жизнь превратится в одну из главных проблем для каждого жителя “обитаемых островов”.
– Буквально через 5 лет за $1000 каждый человек сможет в считанные дни получить расшифровку своего генома, своих 6 миллиардов клеток, – говорит Александр Агеев. – А через 10 лет эта информация станет столь же доступной, как анализ крови. Это откроет фантастические возможности для медицины, управления своим здоровьем для каждого человека, но гарантировать конфиденциальность персональных генетических данных никто не сможет. Возможна дискриминация? Конечно. Со стороны работодателей, например.
Без этических идеалов, продолжает футуролог, прогресс биотехнологий легко выродится в мир, крайне неуютный для большинства его обитателей. Хотя к тому времени могут быть массово применены и новые технологии создания массовых иллюзий, в том числе счастья. Когда в обиход войдут новые методы успешного воздействия на мысли, мотивации и поведение других людей, то ядерное и бактериологическое оружие спишут на склад как детские игрушки.
– Чип в голове – это грубо, – улыбается футуролог. – Давно доказано, что не обязательно вживлять электроды или вкалывать препараты, чтобы влиять на матрицы сознания и поведение людей. Поверьте, это не фантазия. И даже не передний край науки. Если кто не помнит, 7 ноября 2007 года для разгона митинга оппозиции в Тбилиси грузинский спецназ применил не резиновые пули, а “акустические пушки”, вызывающие сильную головную боль, чувство тревоги и паники. Люди в безотчетном ужасе спасались тогда бегством.
Новые виды преступлений также не заставят себя ждать. Зачем захватывать инкассаторскую машину, когда можно надоумить вкладчика-миллионера перевести деньги на нужный преступнику счет, манипулируя его психикой на расстоянии? Впрочем, нужны ли будут тогда инкассаторские машины? Наличные деньги, вероятнее всего, довольно скоро станут экзотикой, музейным экспонатом.
Прогресс совершат и информационно-коммуникационные технологии. “Тот же компьютер будет выглядеть как бумажная салфетка, которую, скомкав, можно убрать в карман”, – говорит Агеев. Нанотехнологии способны перевернуть мир, вот только предсказать последствия их внедрения не возьмется сейчас ни один ученый. С одной стороны – успехи в медицине, “адресная” доставка лекарств до конкретной печени и селезенки, с другой…
И все-таки она вертится – мысль, что киношная действительность не может стать осязаемой через каких-нибудь 20 лет.
– Что вы, все произойдет еще раньше, – парирует футуролог. – Чистая вода через несколько лет будет важнее, чем нефть. Таблетки счастья в аптеках скоро перестанут быть фантазией.
– Может, прогресс лучше остановить?
– Есть такая доктрина. В любом случае, если мы отключим наши размышления о будущем, оно может оказаться гораздо хуже, чем могло бы быть.
Сергей Капица: “Русский этнос будет уходить, уступая место некоренным народам”
– Человечество переживает сейчас цивилизационный перелом, связанный с демографической революцией, – говорит президент Никитского клуба профессор Сергей Капица, много лет отдавший исследованиям в области демографии.
Они показали, что динамика роста населения планеты определяет ход мировой истории. Причем каждый последующий ее период примерно в три раза короче предыдущего: к примеру, средние века длились тысячу лет, период новой истории – 300 лет, новейшей – 120.
– В настоящее время человечество наткнулось на собственный внутренний предел, определяемый величиной в 45 лет. Наступила эпоха стабилизации численности населения, и мы оказались в самой гуще этого перелома, центр его пришелся на 2000 год, – говорит профессор Капица.
Речь идет о том, что именно сейчас меняется ход развития человечества. Если раньше эпохи хватало на жизнь нескольких поколений, то сейчас она, условно говоря, доживает вместе с человеком до его среднего возраста и заканчивается – наступает смена эпох. Сжатие времени – отсюда и растущие объемы потребляемой информации, и скорость познания мира. Так, меньше чем за поколение половина людей на Земле имеют мобильные телефоны, один миллиард – интернет, отмечает Капица.
– Вместе с тем растет и невежество, – считает профессор, – узким местом становится сознание человека. Обладая знанием, мы часто не обладаем пониманием. Не случайно в последние годы возродилось увлечение астрологией, хиромантией, опровержением теории эволюции Дарвина и т.д. Посмотрите на ТВ – там снежные человеки, шаманы, ясновидящие, астрологи и прочие шарлатаны прочно занимают время и внимание.
Куда занесет нас ударная волна нынешних больших перемен, видно уже сейчас: сокращение рождаемости, старение населения. “Во второй половине XXI века число людей в возрасте 65 лет уравняется с числом молодых, а к концу века людей старшего возраста во всем мире будет больше, чем молодежи”, – говорит Капица. Неблагоприятен прогноз и для нашей страны: через 20 лет нас станет на 20 млн человек меньше, наступит кризис семьи. Причем в первую очередь это касается русского этноса: он будет уходить, уступая место некоренным народам многонациональной России, считает профессор Капица. На Западе, кстати, то же самое: турки в Германии, арабы во Франции, индусы и пакистанцы в Англии приходят на смену чистокровным европейцам.
Кроме того, неминуемы изменения в ценностных ориентирах людей. В будущем, поясняет Капица, люди будут придумывать новых роботов и осваивать новые технологии, уходить в мягкие сектора экономики, такие, как наука, управление, образование, культура, медицина.
– Главное противоречие состоит в том, что производительные силы намного опередили производственные отношения, – говорит Капица. – Например, создано ядерное оружие, которое может уничтожить все на свете, но при этом никакие политические проблемы не решаются. Оно годится только как взаимная страшилка. Представьте, что мы сидим в одной комнате на разных бочках с порохом, и если хоть одна из них взорвется, то вас разнесет так же, как и меня. Строим корабли, подводные лодки – зачем, адмиралов катать по морям и океанам? Не случайно военные усилия отходят на второй план. Обратите внимание, Европа в последние годы практически не вооружается выше того уровня, который обеспечивает ее безопасность.
В целом, как считает профессор, в ближайшие двадцать лет будут возрастать те противоречия, которые существуют уже сейчас: между бедными и богатыми, знающими и незнающими, свободными и несвободными. Но есть и хорошая новость:
– Думаю, что и сырьевой кризис – это фантазия. На мой взгляд, сильно преувеличивают, когда говорят, что в России скоро иссякнут запасы нефти. И глобальный дефицит энергии – миф. Сейчас ее достаточно для того, чтобы всех землян отправить в космос. Без обратного билета, правда, но это не важно. Наконец, есть ядерная энергия. Надо только научиться ею грамотно управлять.
Сергей Лукьяненко: “Стресс станет нормальным состоянием”
На Марс, если кому интересно, не полетим. Нет смысла – там неуютно, а с исследованием Вселенной замечательно справляются космические телескопы. Не зря фантасты всегда писали не столько про жизнь планет, сколько про социальный строй.
– Хотелось бы, чтобы к 2030 году (можно и пораньше) политический пейзаж в России представлял собой более разнообразное зрелище, чем ныне, – размышляет писатель Сергей Лукьяненко. – Чтобы появились патриоты, не сползающие в национализм и изоляционизм, государственники, защищающие не только интересы монополий, либералы и демократы, озабоченные судьбой своего народа, а не собственными комплексами. Как ни странно, но в то, что политическое поле изменится в этом направлении, я верю.
В войну с машинами, кстати, не верит: “Я как-то привык доверять своему пылесосу и кофеварке, не думаю, что они против меня взбунтуются”. А значит, почти реалист.
С его точки зрения, пиар станет еще изощреннее и умнее, и голосование при помощи интернета и по sms, вероятно, войдет в обиход. Но только после того, уточняет Лукьяненко, как доступ к Мировой паутине будет осуществляться лишь по удостоверению личности. Грубо говоря, появятся “права на пользование интернетом” с разными видами допуска и вступительными экзаменами.
– А как мы будем лечиться от стрессов?
– Никак, поскольку стресс станет нормальным состоянием людей. Конечно, тех, кто приспособится. Остальные будут уходить из общества, проводить своего рода массовый “дауншифтинг”, – предрекает Лукьяненко, по профессии, кстати, врач-психиатр.
За электронные преступления, по его мнению, введут уголовное наказание. На смену аське и социальным сетям придет их мобильный аналог:
– К примеру, очки, на стекла которых будет выводиться информация о том, что где-то поблизости идет одноклассница, с которой хотелось встретиться, или одноклассник, с которым встречаться не хочется.
Люди будущего в принципе станут более закрепощенными, считает Лукьяненко. В связи с развитием технологий и ростом терроризма в городах “под колпаком” будут жить все. “Отчасти это решит проблемы с преступностью, – предрекает фантаст, – но о личных свободах придется вспоминать как о золотом веке человечества”.
Прогноз, конечно, всего лишь прогноз. Но смеем напомнить. Прогноз о развале СССР, прозвучавший в 1980-х, почти никто не воспринял всерьез. Пророчества мыслителя XIX века Одоевского об изобретении интернета (“между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии общаются друг с другом”) больше ста лет тоже считали бредом. В возможность мобильных телефонов, впервые появившихся на рынке в 1983 году, даже самые общительные люди не верили до последнего. Хотя, казалось бы, чего в них сложного…