Ответы на вопросы kazmg.kz 11 марта 2009 г.
1. Как вы считаете, являтся ли данное время – кризиса и экономического спада, удачным временем для изменения всей мировой финансовой системы?
Кризис не ассоциируется с удачей. Это – очень серьезный, долговременный и глобальный стресс. Но он и в самом деле создает стимул к переменам. То, что раньше могло казаться несвоевременным или чересчур болезненным, в условиях кризиса становится уместным. Для некоторых игроков он становится временеми удачи, когда “невозможное возможно”. Мировая финансовая система – сложная и обладает инерцией. Она изменится и подвергнется рукотворным новациям.
2. Какие органы или международные институты могли бы стать основными авторами данных перемен финансовой системы?
Они все известны – центральные банки ведущих стран, международные финансовые институты, частные финансовые мегаструктуры, включая ФРС США.
3. Какие страны на ваш взгляд могли согласиться на пересмотр всей мировой финансовой системы и вообще насколько это необходимо?
Политическое руководство ведущих стран, их национальные и международные финансовые институты активно рассматривают возможности антикризисной политики и предпринимают соответствующие действия. Некоторые – симметричного характера, другие – ассиметричного. Напрмер, одни страны снижают ставку рефинансирования, другие – повышают. Но события происходят стремительно. Поэтому требуется высокая адаптивность политик.
Строго говоря, дискуссии не идут в терминах “пересмотр” и тп. Это – вопросы очень конкретные и практичные. Общее направление – повышение роли регуляторов, прозрачности. Как заметил Б.Обама, необходимо заставить финансистов “работать при свете дне” отказаться от “дурных привычек”.
4. Как вы считаете, пересмотр мировой финансовой системы является ли панацеей от мировых проблем?
Кризис гораздо серьезнее, чем рецессия, безработица или обвал фондовых рынков. Не менее важны экологические вызовы. Если “сработают” риски этого класса, нынешние финансовые трудности покажутся мягкой репетицией возможного будущего.