Планов – опять громадьё

“Аргументы и факты”, №16, 2008 г.

Чего нам ждать от стратегии развития России до 2020 года? Власти обещают: через 10-12 лет на­род в России заживёт хорошо. Стоит лишь всем поднапрячься…

Факты

«Единороссы»   на съезде 14-15 апреля обсудили программу развития страны до 2020 г. В феврале её озву­чил Владимир Путин, а затем уточнило Минэкономразви­тия. По планам к 2020 г. Рос­сия войдёт в пятёрку ведущих экономик мира, рост цен не превысит 3% в год, средняя зарплата достигнет 2700 долл. в месяц, а средняя пенсия -порядка 800 долл. Население увеличится со 142 до 145 млн., а продолжительность жизни – с 66 до 75 лет. Качествен­ную медпомощь смогут полу­чать 80-90% россиян, а семья из 3 человек будет иметь не меньше 100 м2 жилья. Боль­шинство (60%) в 2020 г. смо­жет называть себя «средним классом».

Между   тем   министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе пообещал до 1 августа сверстать финансо­вый план России аж до 2023 г. Именно этот документ, уверяют в Минфине, ляжет в основу амбициозных планов правительства. Долгосроч­ные (на 12-15 лет) программы по отраслям будут готовить министерства и ведомства. Да и в регионах уже вовсю пишут свои маленькие «планы Пути­на»…

Как тут не вспомнить советские времена с их плани­рованием всего и вся? Сегод­ня вместо ленинского плана ГОЭЛРО (проект электрифи­кации России) на повестке дня – путинско-медведевские нацпроекты и развитие инно­вационной экономики, «эко­номики мозгов».

Комментарии экспертов

Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:

– Как сказал когда-то Жванецкий: «А мы вам не обещали, что вы будете жить хорошо, – мы обещали, что вы буде­те жить ещё лучше». Из про­граммы правительства пока неясно, как именно будут претворяться грандиозные планы. Да и сами ориентиры сомнительны. Зарплата 2700 долларов – хорошо. А если буханка хлеба в 2020 г. будет стоить 100 долларов? Нам обещают, что старики дожи­вут до 75 лет. Но насколько эта жизнь будет достойной и привлекательной?

Народ в массе своей живёт сегодняшним днём. Кто-то боится потерять работу, кто-то беспокоится за детей – как их уберечь от дурного влияния. К обеща­ниям счастливого будущего у нас выработан иммунитет: Олимпиаду вместо комму­низма в 1980 году мы уже получили. Синица в руке лучше самого распрекрас­ного журавля в небе.

Так что людям больше понравится, если власть начнёт решать насущные проблемы. Посадит в тюрь­му коррупционеров – от Москвы до самых до окра­ин. Или вправду, как обе­щал Медведев, поможет малому бизнесу – избавит от облепивших его «мух» в виде проверяющих инстанций.

Александр Агеев, президент Международной академии исследований будущего, доктор экономических наук, профессор:

– Замечательно, что влас­ти наконец-то обратились к долгосрочным прогнозам и программам. Ведь в послед­ние 20 лет мы барахтались в вихрях повседневности, не задумываясь ни о ценностях, ни о целях.

Долгосрочное (на десят­ки лет) прогнозирование есть во многих странах – Японии, Франции, Швеции, США, Китае, Индии… Тому, как в Евросоюзе программиру­ют экономическое развитие, позавидовал бы даже советский Госплан. В 2007 г. Джордж Буш озвучил про­грамму «10-20»: сократить за 10 лет потребление нефти в США на 20% за счёт альтер­нативных видов энергии.

Разумеется, любые про­гнозы должны быть научно обоснованы. Проект Россий­ской стратегии-2020 готови­ли профессионалы, их имена известны. Цифры, вероятно, тщательно просчитаны. Прав­да, нужно понимать нынеш­нее состояние статистики, отнюдь не всеведущей. Есть вопрос, насколько подробно учтены сценарные условия, в том числе внешние факторы, такие как мировой финансо­вый кризис или угрозы военно-политических осложнений в период до 2020 года.

Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра»:

– Советская плановая экономика была величай­шим мировым достижением. Вспомним сталинские пяти­летки, когда планировалось всё – от киловатт-часов до тонн зерна и металла. Чтобы достичь стратегических целей, стране было необходи­мо всё рассчитывать по годам – где брать ресурсы, рабочие руки, как их концентриро­вать на прорывных направле­ниях. В результате советские мегапроекты потрясали вооб­ражение жителей всего мира. Создание на пустом месте авиации, освоение целины и Крайнего Севера, покорение космоса, строительство Бай­кало-Амурской магистрали, массовое жилищное строи­тельство… Кстати, тогдашни­ми достижениями мы поль­зуемся по сей день. А идею планирования у нас позаимс­твовали многие государства и транснациональные корпора­ции. В то время как в России эту идею подвергли осмея­нию, дескать, «рыночная сти­хия сама всё отрегулирует, расставит по своим местам».

Комментарий «АиФ»:

История России знает разные примеры «заглядывания в будущее». Одни проек­ты (тот же прорыв в космос) были блестяще реализова­ны, другие с треском про­валились. Старшие поко­ления помнят, как Хрущёв обещал построить к 1980 г. коммунизм, Брежнев в Про­довольственной програм­ме 1982 г. посулил за 8 лет накормить страну, а Горбачёв предложил до конца века обеспечить каждую семью отдельной квартирой… В 90-е народу особо ниче­го не обещали, и он замет­но подустал от сумятицы «перехода к рынку». Снова захотелось определённости. Куда идёт страна? Где наше место в мире? Какую эконо­мику мы строим – сырьевую или высокотехнологичную? Потекут ли нефтедоллары не только в кубышки олигархов или невидимые стабфонды, а и в карманы простых рос­сиян?

Теперь какие-то «вешки» расставлены, ориентиры на будущее намечены. Это полезно: например, поста­вила власть задачу удвоить ВВП к 2010 г. – и удвоит, как недавно заявил Путин, уже к концу 2009 г. Без програм­мы развития страна рискует сорвать взятые на себя меж­дународные обязательства – провести Олимпиаду-2014 в Сочи, саммит АТЭС-2012 в Приморье. Рискует отстать в мировом экономическом забеге. Лишь бы стратегии, сулящие нам «молочные реки в кисельных берегах», были хорошо просчитаны. Несбыточными обещаниями мы уже сыты…

Виталий Цепляев