Земля героев

Предисловие к книге Александра Дорохова «Прошу слова».

Самому юному участнику той Великой войны сегодня уже за 80… Уже смягчилась, а в чем-то и навсегда исчезла вражда бывших непримиримых противников. Но чудовищный парадокс нашего времени в том, что герои войны, достойные всех государственных и общественных почестей, хотят успеть сказать свое неповторимое слово, но они принуждены ПРОСИТЬ об этом!

Земля и герои – категории большого калибра, к которому последние годы мы обращаемся редко и с некоторой опаской. Одни – чтобы не истрепать, не опошлить нечто важное, скрытое в них; другие – чтобы не обязаться соответствовать высшим стандартам; третьи – просто в силу небрежения к высокопарным словам или их полного неприятия. Но не в моде теперь высокие понятия. «Патриотизм» низвели к «прибежищу негодяев», «героизм» – к анекдотической наивности, «ратное дело» – к ненужной обузе для карьеры и т. д. На наших глазах в новое лихолетье развернулась эпидемия фальсификации слов. Вглядишься в иную речь или текст, правильные по форме, а за глянцем – пустота, обман, гниль, фальшь. Там, где уместна тишина, где достаточно молчаливого мужского рукопожатия – оглушительный пафос речей, суетливость пиаровских ходов. Вместо подлинности – разгул подделок и имитаций. А ведь в начале всего было и есть Слово. Эрозия ценностей, смыслов, Слова – это путь к варварству, к оскотиниванию, утрате человечности.

И все же сама по себе жизнь протекает независимо от искажений ее смысла. Важнейшими остовами сохранения самой человеческой жизни в любых, самых невыносимых обстоятельствах являются Земля и Герои.

Земля – это фундаментальное понятие в нашей жизни. Много неправедного в ней произрастает из изуродованности нашего отношения к земле во всех ее проявлениях. «Обнаженные нервы земли неземное страдание знают» – с беспощадной точностью выразил поэт.

Но с землей связаны и наши глубинные надежды. Ведь «кто сказал, что земля умерла? Нет, она затаилась на время». И наш русский оптимизм – это не восторг от невежества, незнания или ослепления чем-то. Оптимизм – это прежде всего уверенность в праведности своих Дела и Долга, сообразных изначальному Слову.

Жизненные обстоятельства зачастую принижают планку требований к нашей личной повседневной ответственности. Кажется, что лишь пограничные ситуации, условия на грани жизни и смерти, условия войны располагают к героизму. Но это не так. Непрекращающийся вихрь природных и социальных катаклизмов ставит практически перед каждым из нас едва ли не каждый день в любом месте вечные вопросы: «что делать? кто ты? что и кто для тебя важен? за что тебе стыдно? что для тебя неприемлемо или недопустимо? хорошо и плохо? порядочно и недостойно? честно и позорно?»

Пространство геройства сегодня – не обязательно театр военных действий. И герои – это не только признанные государством и обществом кавалеры орденов, медалей, номинаций и премий. Герой – это тот, кому мы сдержанно, но от всей души пожали бы руку, сказали бы «спасибо», с кем сочли бы за Честь быть знакомыми, брать пример с кого наставляли бы детей и внуков, о ком хранили бы благодарную память всю нашу жизнь.

Александр Михайлович Дорохов – давний друг нашей семьи. Редкие встречи с ним в круговерти десятилетий озаряли наши жизни и именем, которым меня назвали в его честь, и советами, и человеческим участием, и принципами отношения к людям, поступкам, времени. Пройти войну и жизнь «честь по чести» – в этой формуле главный принцип Дороховых – да будет им Честь!

Май 2007 г.