Одна из главных причин зависимости экономики России от нефти в том, что национальный доход на 70-80% зависит от доходов в добывающей отрасли (нефть, газ, никель, уголь). Такая структура неперспективна, т.к. ресурсы эти исчерпаемы.
Например, пик добычи нефти прогнозируется на 2013 год. Кроме того, более половины доходов бюджета формируется за счет экспорта этой продукции. Даже без резкого снижения цен на энергоносители эта структура порочна. Зависимость же экономики от нефтегазового сектора в последние годы только растет. Существует два пути развития, инерционный и инновационный. И если ориентация на нефтяные богатства составляет основу инерционного пути, то для перехода на траекторию инновационного пути необходим ряд действий. Прежде всего, необходимо диверсифицировать экономику.
Впрочем, правительство это уже поняло. Но вот как это делать, единой политики в этом вопросе еще не выработано. Мы до сих пор не умеем капитализировать наш интеллектуальный капитал. Т.е. с креативом у нас проблем не возникает, но вот зарабатывать на нем деньги мы еще не научились. Для роста ненефтяного сектора необходимо значительное вмешательство государства.
Причем, не только и не столько финансовыми механизмами, сколько через создание условий для развития, например, через создание благоприятного инновационного климата и преображение мотиваций бизнеса. Сейчас экономика России наткнулась на целый ряд ограничений, и не последнее место здесь занимает ограничение по трудовым ресурсам. У нас сейчас дефицит рабочей силы. Необходимо менять подход к образованию, создавать у работников мотивацию.
Александр Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий.