“Экономические стратегии”, 2002, №4, стр. 05
Ахилл считался, как известно, не только храбрейшим героем, но был неуязвим для любого противника, поскольку его мать, морская богиня Фетида, окунула новорожденного в священную подземную реку Стикс. Но и на богиню “бывает проруха” – погружая младенца в воду, Фетида держала ребенка за пятку, которую волшебная вода и не омочила. В оправдание Фетиде стоит, однако, заметить, что она пыталась-таки спасти сына от приговора судьбы, спрятав его на острове Скирос. Но от судьбы не уйдешь – спустя годы две стрелы троянского царевича Париса, наведенные рукой Аполлона, смертельно поразили Ахилла сначала именно в эту незащищенную пятку, затем в грудь…
Многое в этом мире, в наших общественных и частных делах висит на волоске, хрупко и зыбко, как дом, построенный на песке, как “семь кос” головы Самсона, как ахиллесова пята…
Где тонко, там и рвется…
Расплата за изначальную червоточину, за рваные решения, половинчатость, недодуманность, халатность, беспечность, невнимание к нюансам, спешка или медлительность там, где нужна молниеносность действий, за непрофессионализм с его трудно понимаемой логикой, а в конечном счете (сколь веревочке не виться…) – за пренебрежение чем-то непонятным, но важнейшим, наступает всегда, не обязательно сразу, не обязательно соразмерно, но неотвратимо:
“…Вспомнил и командарм
О проклятье отца
И как Божий наказ
У реки не послушал,
Когда щелкнул затвор…
И девять граммов свинца
Отпустили на суд
Его грешную душу…”
Но всегда ли рвется там, где тонко?
Тонкость как внимание к чему-то на первый взгляд незначительному, странному, иному, чем можно пренебречь, – кажется избыточной скрупулезностью. Но сколь часто ход событий зависит от “мелочей”! От Аннушки, пошедшей за маслом, или гвоздя, которого не было в кузнице….
В моменты неравновесия, хаоса, распада прежних правил и парадигм, кризиса, войн – именно в “мелочах”, слабых сигналах, в пространстве парадоксов, странного и незначительного (по привычным меркам), скрывается ключ к успеху, выходу из затруднений, спасению. В этих ситуациях присутствует неочевидная логика невозможного, против которой рациональное мировоззрение бессильно. Это – логика безумства храбрых, смирения, чуда как фактора стратегии, квинтэссенция которой – выход из круга обычных вещей. Это те моменты, когда “он стонал, но держал…”, когда в отчаянной битве победную точку чудесным образом ставит засадный полк, когда и один в поле воин.
Но если таких воинов нет или их ничтожно мало?! Совсем недавно ведь сказал иеромонах Роман:
“Какие неуютные края!
Язычество и каинова гордость.
Земля моя, ты, как душа моя,
Таишь и благодать, и безысходность…”
Использованы цитаты и мотивы из работ Гомера, Еврипида, Л. Толстого, И. Талькова, М. Булгакова, К. Чуковского, Б. Лиддел Гарта, С. Переслегина, В. Высоцкого, иеромонаха Романа (Матюшина), священника Александра Половинкина