“Экономические стратегии”, 2002, №1, стр. 05
“Что ни толкуй Вольтер – или Декарт,
Мир для меня – колода карт.
Жизнь – банк: рок мечет, я играю
И правила игры я к людям применяю”.
Вот так, в одном лермонтовском четверостишии – ключ к драматургии современного бизнеса, игры, в которой выигрыш – экономический успех.
Но в самом пренебрежении – к Вольтеру и Декарту или, продолжим, Рикардо, Кейнсу, Фридману, Хайеку, Портеру, Карнеги и, если быть логичными, Конфуцию, Мохаммеду или Христу, есть заявка на самоценность экономической игры, не скованной никакими априорными рамками, кроме одного – сребролюбивой жажды успеха. Более того, именно претендующее на всемогущество “Я” берет на себя смелость, напористо стремясь к своему выигрышу, односторонне, не считаясь с предпочтениями других игроков, не только применять, но и устанавливать правила своей игры, в том числе краплеными картами. Симптоматична ведь модная игра слов – “азартная игра, именуемая бизнесом, неодобрительно смотрит на бизнес, именуемый азартной игрой”!
Деловая жизнь соткана из причудливых гибридов многих производных от внутренних образов и образований тех, кто в ней участвует. От этих образов – и свет, и тьма, окутывающие реалии бизнеса. Свет – от творческих взлетов, подвигов созидания, благотворительности, нестяжательства и социальной ответственности. Тьма – от всепоглощающих страстей сребролюбия, от смысловых контекстов, в которых или правил нет, или если есть, то они не выполняются, от того, что “всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в самый разгар жары…”. Тьма от того, что в иных контекстах и Иуда может предстать удачливым бизнесменом…
Перефразируем поговорку: “покажи мне свой бизнес, и я скажу, кто ты”. Судить следует по делам – именно в деле, его результатах проявляется истинная сущность бизнеса, его благотворность или вредоносность. Человек не может делать то, чего в нем нет, он делает свой бизнес по своему образу и подобию. Все остальное – “лишенное смысла актерство”, стремление “увлечь обаянием роскошного и пустого эффекта”, маски, шоу, реклама, PR… Словом, “не жизнь, а сплошная мультипликация”.
Логика безоглядного экономического успеха во все времена признавалась ущербной. Если не государством, то обществом или хотя бы какой-то его частью. Правда, еще Конфуций заметил, что достоинства прямого пути и неизменных правил давно редки среди людей. Пренебрежение неэкономическими смыслами жизни, культ сребролюбия и вызывающего индивидуализма неизбежно плодят ничтожеств “в роскошном одеянье… глупость в маске мудреца, пророка, и вдохновения зажатый рот. И праведность на службе у порока…”. Без честных правил игры общество деградирует, рассыпается на заряженные агрессией фрагменты. Добросовестность, социальная ответственность, продуктивность и созидательность экономических игр – фундаментальная основа не только эффективности экономик, но самого выживания государств и обществ.
Использованы мотивы и цитаты из произведений М. Лермонтова, А. Бирса, Л. Кэролла, С. Ежи Леца, свт. И. Брянчанинова, прп Е. Сирина, Конфуция, У. Шекспира.