Эталон элитности

“Экономические стратегии”, 1999, №2, стр. 03

Элитой считается совокупность элементов, в чем-то лучших, чем остальные. Эталоны отнесения к элите специфичны в искусстве и спорте, науке или ремесле, хотя в любом случае они связаны с определением порогового значения какого-то наиболее важного свойства.

В экономике и бизнесе критерии принадлежности к элитной группе достаточно противоречивы. С одной стороны, бесспорны – масштаб, уникальность (монопольность), влияние. Состав элиты по этим параметрам, казалось бы, очевиден и постоянен. Но элиты – живой организм, они эволюционируют, либо оставаясь группой лучших, либо деградируя – вплоть до превращения в клики и антиэлиты. Вопрос о составе элиты является пространством всеобъемлющей борьбы, следствие которой – человеческая история. Поэтому, говоря об элитности в бизнесе, нельзя не принимать в расчет способность предвидения, цели действий, ответственность за их последствия. По этим критериям будут судить о качестве элиты нашего времени.

Предвидение опирается на тщательное проектирование желаемых состояний страны, отрасли, фирмы спустя пять, десять, двадцать и более лет. Это открывает возможности взвешенного выбора, упреждающих, стратегически заостренных решений, рождения командного духа, контроля исполнения. Но предвидение всегда требует высшего уровня знаний о мире, единства концептуальной глубины и воспринятого опыта, не только своего, но и предшествующих поколений.

Антипод всего этого – невежество, рефлекторное реагирование на угрозы среды, барахтанье с заведомым опозданием и ставкой на “авось”, бесконтрольность, пренебрежение последствиями предпринимаемых действий или бездействия, суета и своекорыстие, отсутствие воли или авантюры и непосильные амбиции.

Формула подлинной элитности, таким образом, немыслима без способности предвидения и ответственности за последствия решений и действий. Как писал Г. Гессе, каждая ступень вверх – это шаг не к свободе, а к связанности: чем больше могущество, тем строже служба, чем сильнее личность, тем предосудительней произвол.

И вспомним, что около двух тысяч лет назад сказано: “Званных много, избранных мало”.